НАБОР 1974 — 1976 гг.

Меню архива

Набор VI объявлен Приказом Госкино СССР № 246 от 18 июня 1973 г.

Циркулярным письмом Госкино СССР, СК СССР и СП СССР за № ВБ-13/163 от 14.06.73 было предусмотрено создание на курсах мастерской по подготовке сценаристов детского и юношеского фильма. Это была первая специализированная подготовка сценаристов детского фильма на курсах, хотя выпускники предыдущего набора — А. Усов, Э. Борбиев, Л. Васильева-Гангнус, Р. Ветра, И. Петкевич в качестве дипломов представили сценарии, написанные на детской тематике.

В связи с новым набором курсы провели определенную работу по привлечению на курсы литераторов, пишущих для детей. Дирекция курсов обратилась в крупные газеты и журналы, редакции всех журналов СП РСФСР, издающихся на русском языке, и в Совет по детской и юношеской литературе СП СССР с просьбой рекомендовать на курсы талантливых детских писателей и журналистов, пишущих о проблемах детства.

Набор производился также в мастерские комедийного и современного фильма. Профильный набор в мастерскую комедийного фильма также был осуществлен впервые.

По условиям конкурса абитуриенты должны были представить, помимо других литературных работ, заявку /5-10 стр./ на сценарий полнометражного фильма. /Циркулярное письмо о наборе см. арх. № 15, оп.2/.

Заключительный тур творческого конкурса — экзамены на курсах — проходил по следующей программе:

  1. Литературный этюд /письменная аудиторная работа/

Просмотр фильма.

  1. Коллоквиум, включающий устный разбор просмотренного фильма.

К сожалению, в архиве курсов материалы работы сценарного отделения за 1973 год не сохранились. Поэтому имеется только проект состава приемной комиссии /оп.2 арх.№ 12/. Имеется информация только о количестве абитуриентов, поступавших в мастерскую детского фильма: 15 человек, 11 от московской писательской организации, 4 — от республик. К заключительным экзаменам было допущено 9 человек.

Приказом Госкино СССР № 150 от 21 декабря 1973 года было зачислено 26 человек в мастерские комедийного, детского и современного фильма.

Параллельно с этим набором был проведен опыт подготовки производственно-перспективных сценариев за один год. Приказом Госкино СССР № 522 от 27 декабря 1973 г., в дополнение к приказу № 510, на сценарное отделение было зачислено 12 выпускников сценарного отделения ВГИКа /одногодичная группа/, работавших над сценариями на базе Центральной сценарной студии и посещавших занятия двухгодичной группы сценаристов.  Слушатели этой группы были распределены по мастерским следующим образом:

 

Мастерская Габриловича Е.И.
Гоник В.С.
Потоцкий В.И.
Холин Ю.В.

Мастерская Григорьева Е.А.
Беляковская Р.А.
Миндадзе А.А.
Сухоребрий В.Г.

Мастерская Михалкова-Кончаловского А.С.
Верещагин Н.А.
Желудев В.Д.
Ростиков Е.А.

Мастерская Шлепянова А.И.
Иванов В.Л.
Нагайцев Е.Г.
Рыбаков А.А.

Приказом Госкино СССР № 51 от 12 декабря 1974 года был утвержден состав Совета отделения. В дополнение к этому приказу в состав Совета позднее введены: Метальников Б.А. в качестве заместителя председателя Совета и Нехорошев Л.Н. Распоряжением по курсам № 2 от 6 февраля 1974 г. слушатели двухгодичной группы были распределены по 9 мастерским.

Слушатели одногодичной группы обучались с 15 января по 31 декабря 1974 года. Часть из них написала сценарии, по которым были заключены договоры с Центральной сценарной студией. Два слушателя этой группы были отчислены с курсов в течение года по семейным обстоятельствам: Потоцкий В.И. с 18 января 1974г. /пр. Госкино СССР от 05.05.74 № 168/ и Желудев В.Д. с 16 августа 74г. /пр. Госкино СССР от 18.09.74 № 291/.

Договоры были заключены с выпускниками одногодичной группы: В. Ивановым, А. Миндадзе, В. Сухоребрым, Р. Беляковской, А. Рыбаковым, В. Гоником. В дальнейшем Центральная сценарная студия расторгла договоры с В. Гоником и А. Рыбаковым “по причине бесперспективности сценариев”. Сценарии слушателей  Ю. Холина, Е. Ростикова, Н. Верещагина, Е. Нагайцева не удовлетворили Центральную сценарную студию. арх.№ 30 оп.2/
По сценарию А. Миндадзе “Защитник” был снят фильм “Слово для защиты” — Мосфильм, 77г., реж. В. Абдрашитов.

Занятия на курсах проводились в соответствии с учебными планами /оп.2 арх.№№ 47, 51/.

Слушателями сценарного отделения были прослушаны лекции по курсам:
Марксистско-ленинская эстетика   — Скатерщиков В.К.
Мастерство кинодраматурга    — Габрилович Е.И.
Фигуровский Н.Н.
Львовский М.Г.

/В рамках этого курса был прочитан спец. цикл лекций “Сценарист и производство —
преп. В,М. Дьяченко/

История советского кино    — Козлов Л.К.
История зарубежного кино    — Шатерников М.С._ Разлогов К.Э.

Теория кинодраматургии    —
Вайсфельд И.В.
Трауберг Л.З.
Демин В.П.

Основы кинорежиссуры    —
Жалакявичус В.П.
Кончаловский А.С.
Тарковский А.А.

Основы монтажа      — Лихачева Т.С.
Музыка в фильме      — Каретников Н.Н.
Организация кинопроизводства   — Семенов Р.А.
Основы операторского мастерства   — Гальперин А.В.
“Проблемы марксистско-ленинской философии, теории научного коммунизма” читали: Ивашин И.Ф., Лятковский И.В., Карпинский Л.В., Ляшковцев В.А., Украинский Д.В., Венжер В.Г., Шлепентох В.Э., Бестужев-Лада И.В., Шубкин В.Н.,

“Обзорные лекции по международному положению” — преп. Лукин В.П., Делюсин Л.П., были прочитаны циклы лекций по различным проблемам современной науки, культуры, искусства — преп. Караганов А.В., Карцева Е.Н., Лукин В.П., Делюсин Л.П., Шерстнев Е.С., Давыдов Ю.Н., Кузнецов Н.Н., Вулф В.Я., Иванов В.В., Петербурцев В.А., Поляков М.И., Симченко Ю.Б., состоялись встречи с мастерами кино и другими деятелями искусства:

встречи с кинодраматургами: О. Агишевым, Л. Браславским, Е. Габриловичем, Е. Григорьевым, Р. Габриадзе, Б. Добродеевым, В. Ежовым, Родольфо Сонего (Италия);

встречи с режиссерами худ. фильма: Л. Арнштамом, И. Авербахом, Г. Данелия, Э. Шенгелая, С. Соловьевым, А. Михалковым-Кончаловским, В. Мотылем, А. Хамраевым, Я. Баликом (Чехословакия), К. Вольфом (ГДР), Ф. Марьяши (Венгрия), К. Занусси (Польша);

встречи с режиссерами док. фильма: С. Арановичем, В. Груниным, Г. Франком, А. Видугирисом, М. Меркель, С. Кулишом, П. Мостовым, А. Медведкиным, И. Богуславским, В. Коноваловым, В. Левиным, Л. Станукинас, П. Коганом, Г. Красковым;

встречи с кинооператорами: С. Вронским, А. Кричевским, А. Левитаном;
встречи с работниками Госкино: Д.К. Орловым, Т.И. Гваришвили, П.М. Панюшкиным, Л.К. Шведовым.

Были введены новые циклы лекций — “Современный советский фильм” /преп. Ханютин Е.М./, “Современный зарубежный фильм” /преп. Баскаков В.Е./. Цикл лекций по киноискусству Японии был прочитан Генс И.Ю., по киноискусству стран народной демократии — Рубановой И.И., по киноискусству Италии — Богемским Г.Д.

Курс лекций на тему “Художник в современном кино” прочла Волкова П.Д.; цикл лекций “Проблемы научно-популярного кино прочел Васильков И.А., “Проблемы документального кино” — Дробашенко С.В.

Более подробную информацию о преподавателях /с указанием ученых степеней и званий/ и о курсах прочитанных лекций /программы, темы лекций, планы занятий/ можно найти в архивных папках №№ 47, 51 оп.2.

Занятия по курсу “Современный советский фильм” включали обсуждение просмотренных фильмов. На этих обсуждениях присутствовали создатели фильмов.

Работа в творческих мастерских помимо занятий по овладению профессиональным мастерством была направлена на написание дипломов — сценариев полнометражных художественных фильмов. Все этапы работы над сценарием зафиксированы в протоколах заседаний Совета отделения. /оп.2 арх.№№ 49, 53/. В папке № 53 содержатся также протоколы заседаний совета по защите дипломов, соответствующие стенограммы этих заседаний, хранящихся в папках №№ 54, 55, 56, 57 /оп.2/.

Застенографированы и хранятся в архивных папках №№ 61, 62, 63 /оп.2/ беседы о кинорежиссуре А.С. Михалкова-Кончаловского. В папке № 62 сохранился также доклад слушателя А.Л. Александрова о проблеме жанра “Трагедия”. Занятия А.С. Кончаловского были построены как диалоги со слушателями, включали также доклады слушателей о природе разных жанров.

В 1974 году слушатели прошли производственную практику на киностудиях “Мосфильм” и им. Горького. 6 слушателей проходили практику на студиях союзных республик: “Арменфильм”, “Азербайджанфильм”, “Таллинфильм”, “Казахфильм” и Литовской киностудии. /оп.2 арх. № 48/.

В период летней учебно-творческой практики рядом слушателей были осуществлены командировки по сбору материала для сценариев /за счет средств СК СССР/.

Из 26 слушателей, зачисленных в группу двухгодичного обучения своевременно защитили дипломы 20 человек. В период обучения был исключен Пашаев Видади /Пр Госкино СССР № 154 от 04.05.75/. Вольнослушатель Кийк Хейно Янович, обучавшийся на курсах без выплаты стипендии, решением совета был освобожден от защиты диплома.

Приказом Госкино СССР № 564 от 23.12.75 года 20 выпускникам этого набора была присвоена квалификация кинодраматурга. Четверым выпускникам Акмамедову А., Раудсеппу С., Тауриню Э.А., Феденеву Р.К., не представившим к защите сценарии, было предоставлено право защиты дипломных работ в течение 1976 г.

Акмамедов Алты защитил дипломный сценарий “Горсть земли” 3 июня 1977г. /оп.4 арх. № 34/. Приказом Госкино СССР № 265 от 05.07.77 г. ему была присвоена квалификация кинодраматурга.

Трое слушателей курсов П. Лунгин, Э. Пашнев, А. Родионова были командированы на Всесоюзный семинар сценаристов детского кино в Репино /оп.2 арх.№ 28/.

Процесс учебы очень подробно /вплоть до списков просмотренных фильмов и дат проведения занятий/ описан в отчетных справках курсов. Там же содержится информация о сценариях выпускников и их дальнейшей творческой деятельности. /оп.2 арх.№№ 24, 29, 30, 32, 48, 52, 59/.

Особо следует обратить внимание на папку “Отчетный материал и справка о работе курсов с 1960-1975 гг. для коллегии Госкино СССР 12 августа 1975 г.” /оп.2 арх.№ 30/. В ней содержатся материалы по истории курсов с момента их создания, включая “Список полнометражных художественных фильмов, поставленных по сценариям выпускников сценарного отделения курсов 1963-1974 гг.”.

Важным событием в истории курсов произошедшим в период обучения этого набора стало утверждение нового положения о Высших курсах сценаристов и режиссеров/прежнее от 1 октября 1963 года было утверждено приказом Гос. Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР от 22.06.64г. № 192/106/.

 

СПИСОК ДИПЛОМНЫХ СЦЕНАРИЕВ
выпускников VI набора
№№ ф.И.О. слушателя Руководитель мастерской, профиль Название сценария, № папки, в которой хранится стенограмма зашиты Производственная судьба сценария
1 Александров А.Л. Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /детск. фильма/ “Деревня Утка” /оп.2 арх.№ 49/ “Голубой портрет моей мамы” — диплом /оп.2 арх.№ 54/ к/с им.Горького, 76г., реж. Б. Бунеев “Голубой портрет” 76г., Мосфильм, реж. Г. Шумский
2 Акмамедов А. Агранович Л.Д. /совр. ф-м/ “Горсть земли” /оп.4 арх. № 34/
3 Балтушникас Р.А. Арнштам Л.О. /совр. ф-м/ “Завтра не приходи” /оп.2 арх.№ 58/
4 Горло А.И. Метальников Б.А. /совр. ф-ма/ “Что нам стоит дом по- строить?”/оп.2 арх.№57/
5 Илубаев И. Фигуровский Н.Н /совр. ф-ма/ “Красная юрта на зеле- ном лугу” /арх.№ 55, 56/
6 Исхаков Д. Соловьев В.И. /совр ф-м/ “Горячее лето” /оп.2 арх.№ 58/
7 Иванов Д.В. Данелия Г.Н. /комед. ф-м/ “Большая площадь” /оп.2 арх. № 58/
8 Ибраимов Т.И. Соловьев В.И. /совр. ф-м/ “Зеленый берег, далекий горизонт” /оп.2 арх.№58
9 Кучаев А.Л. Лунгин С.Л. /комед. ф-м/ “Ненормальный” /оп.2 арх.№ 58/
10 Лунгин П.С. Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /детск. ф-м/ “Фрол Калиткин — супер-звезда” /оп.2 арх.№№ 55, 56/ “Все дело в брате”(при уч. В. Горлова), 77г., к/с им. Горького, реж. В. Горлов
11 Михальский В.В. Фигуровский Н.Н /совр. ф-м/ “Такая короткая жизнь” /оп.2 арх.№ 55, 56/
12 Марьямов А.А. Метальников Б.А. /совр. ф-м/ “Товарищеские встречи” /оп.2 арх.№ 54/
13 Овсепян Р.Г. Метальников Б.А. /совр. ф-м/ “Сумасбродные наши деды” /оп.2 арх.№ 58/
14 Поляк /Измайлов/ Л.М. Лунгин С.Л. /комед. ф-м/ “Специалист” /оп.2 арх.№ 57/
15 Пешко И.Г. Дьяченко В.М.* /совр. ф-м/ “Аисты под крышами” /оп.2 арх.№ 58/
16 Пашнев Э.И. сначала Трунин В затем Львовский Голубкина /дет. ф-м/ “Картошка” /оп.2 арх.№ 54/ “Поле перейти” 76г., к/с им. Горького реж. Ю. Григорьев
17 Родионова А.С. Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /дет. ф-м/ “Школьный вальс” /оп.2 арх.№ 54/ к/с им.Горького, 78г., реж. П. Любимов
18 Розанов А.С. Лунгин С.Л. /комед. ф-м/ “Две недели взаймы” /оп.2 арх.№ 54/
19 Старостин А.С. Агранович Л.Д. /совр. ф-м сначала в дет./ “Белый старик с реки мертвых”/оп.2 арх.№ 57/
20 Шалахметов Г.М. сначала Трунин В затем Дьяченко* /совр. ф-м/ “Зачем тебе Сартас?” /оп.2 арх.№ 57/
21 Шерешев В.И. Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /дет. ф-м/ “Первенец” /оп.2 арх.№ 55, 56/

* Дьяченко назначен мастером /руководителем диплома/в связи с болезнью В.В. Трунина.

Личные дела слушателей этого набора см. оп.3 арх.№№ 1-37,

творческие работы — оп.2 арх.№№ 64-134.

 

СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
по отбору слушателей на сценарное отделение набор 1973 г.
  1. Баскаков В.Е.                       — первый зам. председателя Госкино СССР, председатель комиссии
  2. Соловьев В.И.                      — секретарь Правления СК СССР, заместитель председателя
  3. Орлов Д.К.                            — гл. редактор Гл. сценарной редакционной коллегии похуд. фильмам Госкино СССР
члены комиссии:
  1. Агишев О.А.- кинодраматург
  2. Агранович Л.Д.- кинодраматург
  3. Балихин А.Е.- гл. редактор к/с им Горького
  4. Беляев В.С.- гл. редактор к/с “Мосфильм”
  5. Блейман М.Ю.- кинодраматург
  6. Голубкина Л.В.- член сценарно-редакционной коллегии ЦСС
  7. Ежов В.И.- кинодраматург
  8. Жуков Б.Ф.- начальник Управления кадров и учебных заведений Госкино СССР
  9. Каплер А.Я.- секретарь Правления СК СССР, кинодраматург
  10. Капралов Г.А.- кинокритик
  11. Кокорева И.А.- директор ВКСР
  12. Кончаловский А.С.- кинорежиссер
  13. Котов Е.С.- зам. гл. редактора Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  14. Лунгин С.Л.- кинодраматург
  15. Метальников Б.А.- кинодраматург
  16. Соловьев В.И.- гл. редактор — директор ЦСС, кинодраматург
  17. Ренемчук А.Е.- секретарь Правления СП РСФСР
  18. Рыбаков Ю.С.- гл. редактор тематической группы Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  19. Трунин В.В.- кинодраматург
  20. Садчиков И.И.- член Гл. сцен. редак. коллегии по худ. фильмам Госкино
  21. Соколовская Т.А.-    -”-
  22. Щербина В.В.-    -”-
  23. Удодова Т.Д.- старший редактор Управления кадров и учебных заведений Госкино СССР
  24. Фигуровский Н.Н.- кинодраматург
  25. Ханютин Ю.М.- кинокритик
  26. Ерошина Н.В.- зам. директора курсов секретарь комиссии

 

СПИСОК СЛУШАТЕЛЕЙ СЦЕНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(Приказ Госкино от 21 декабря 1973 г. № 510)

Мастерская комедийного фильма:

  • Иванов Д.В.
  • Лунгин П.С.
  • Пашаев В.А.
  • Поляк Л.М.
  • Розанов А.С.

Мастерская детского фильма:

  • Александров А.Л.
  • Кучаев А.Л.
  • Пашнев Э.И.
  • Родионова А.С.
  • Старостин А.С.
  • Шерешев В.И.

Мастерская современного фильма:

  • Акмамедов А.
  • Балтушникас Р.А.
  • Горло А.И.
  • Ибраимов Т.И.
  • Илубаев И.А.
  • Исхаков Д.И.
  • Киик Х.Я.
  • Марьямов А.А.
  • Михальский В.В.
  • Овсепян Р.Г.
  • Пошко И.Г.
  • Раудсепп С.О.
  • Тауринь Э.А,
  • Феденев Р.К.
  • Шалахметов Г.М.
СОСТАВ СОВЕТА СЦЕНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(Приказ № 51 от 12 февраля 1974 г.)
  1. Орлов Д.К.- гл. редактор Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР, председатель Совета
  2. Жалакявичус В.П.- кинорежиссер заместитель председателя
  3. Соловьев В.И.- кинодраматург, гл. редактор-директор ЦСС Госкино СССР, заместитель председателя члены Совета:
  4. Агранович Л.Д.- кинодраматург
  5. Арнштам Л.О.- кинорежиссер к/с “Мосфильм”
  6. Барабаш Э.П.- зам. гл. редактора Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  7. Беляев В.С.- гл. редактор к/с “Мосфильм”
  8. Балихин А.Е.- гл. редактор к/с им. Горького
  9. Габрилович Е.И.- кинодраматург, засл. деятель искусств РСФСР, лауреат Гос. премии СССР
  10. Григорьев Е.А.- кинодраматург
  11. Голубкина Л.В.- гл. редактор 2-го творчекого объединения к/с “Мосфильм”
  12. Данелия Г.Н.- кинорежиссер к/с “Мосфильм
  13. Жуков Б.Ф.- начальник Управления кадров и учебных заведений Госкино СССР
  14. Кокорева И.А.- директор ВКСР
  15. Котов Е.С.- зам. гл. редактора Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  16. Кончаловский А.С.- кинорежиссер к/с “Мосфильм”
  17. Львовский М.Г.- писатель
  18. Лунгин С.Л.- кинодраматург
  19. Кузнецова В.В.- член Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  20. Марчукова М.Г.- член Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  21. Митта А.Н.- кинорежиссер к/с “Мосфильм”
  22. Парамонова К.К.- кинокритик, доктор искусствоведения
  23. Садчиков И.И.- член Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР, кандидат искусствоведения
  24. Соколовская Т.А.- член Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  25. Трунин В.В.- кинодраматург
  26. Фигуровский Н.Н.- кинодраматург, засл. деятель искусств БССР
  27. Ханютин Ю.М.- кинокритик
  28. Щербина В.В.- член Гл. сценарной редакционной коллегии по худ. фильмам Госкино СССР
  29. Юренев Р.Н.- кинокритик, доктор искусствоведения, засл. деятель искусств РСФСР
  30. Ерошина Н.В.- зам. директора ВКСР секретарь Совета