Приказом Председателя Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР № 245/150 от 6 августа 1964 года Высшие сценарные и Высшие режиссерские курсы были реорганизованы в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров.
Еще до реорганизации курсов приказом Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР “О выпуске слушателей Высших сценарных курсов (второй набор)” от 22 июня 1964 года за № 192/106 был объявлен набор (3-й). Занятия было решено начать с 1 января 1965г. 7 декабря того же года приказом Госкино и Оргкомитета СРК СССР был издан приказ № 382/234 “ О составе приемной комиссии по отбору слушателей на сценарное отделение Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссеров” В республики были разостланы циркулярные письма о наборе. В условия о наборе было внесено существенное изменение. абитуриентам было предложено представить на конкурс либретто или заявку на сценарий (до 15 страниц), который абитуриент собирается писать во время учебы на курсах. (оп.1 арх. № 83).
Вступительные экзамены на курсы проходили в первой половине января 1965 г. Экзаменовалось 45 человек. Абитуриенты были разделены на 2 группы.
1 группа письменно рецензировала фильм “Наш честный хлеб” и писала литературные этюды на темы — “Враги”, “Подвиг”, “Неожиданная встреча”.
2 группа рецензировала фильм “До свидания, мальчики” и писала литературные этюды на темы — “Враги”, “Подвиг”, “Неожиданная встреча”, “Расставание” “Первая любовь”, “Секрет”.
Среди абитуриентов этого набора — писатель-сатирик Андрей Кучаев (не поступивший на курсы в этом наборе, поступивший на курсы в 1974 году), будущая сценаристка Альбина Шульгина. Более подробные сведения о ходе данного набора можно найти — оп.1 арх.№№ 85, 92.
Приказом Госкино СССР от 6 февраля 1965г. № 37 на курсы было зачислено 22 слушателя и 5 вольнослушателей. Позднее дополнительными приказами на курсы были зачислены: от Эстонии — Эльманович Т.В. (Пр. № 79 от 21 марта 1965г.), от Украины — Колесников Г.А. (Пр.№ 119 от 25 марта), была зачислена вольнослушателем В.В. Духина и иностранцы Бранев Георгий Неделчев (Болгария), Карасимеонов Александр Пантлеев (Болгария), Дженти Анджело (Гьечи В.)-Албания.
За время учебы были переведены из числа вольнослушателей в состав слушателей Духина В.В. (пр.№ 425к от 19 июня 1966г.), Бирюков А.М., Маркиш Д.П. (Пр.№ 207к от 27 июля 1965г.), Полонский Г.И. (переведен в состав слушателей курсов с 1 ноября 1965г.)
На курсах было образовано 10 творческих мастерских:
А.Я. Каплера
Л.А. Кулиджанова
С.Г. Нагорного
И.Г. Ольшанского
А.Д. Симукова
М.Ю. Блеймана
Е.И. Габриловича
С.А. Герасимова и Л.И. Беловой
В.И. Ежова
В.И. Соловьева
Учебные планы и программы хранятся в архивных папках №№157, 91, 152 (оп.1).
Архивная папка № 152 включает в себя программы по следующим курсам:
- “Эволюция стилей и направлений в современном зарубежном искусстве” (преп. В. Колодяжная),
- “Философия и киноискусство” (преп. Е. Вейцман),
- проект программы по курсу “Теория и практика киносценария” (преп. И.В. Вайсфельд, Н.М. Зоркая, М.Ю. Блейман, В.Б. Шкловский, Л.А. Кожинова, Л.З. Трауберг, М.С. Шатерникова, Л.И. Белова, С.И. Фрейлих, В.П. Демин, И.М. Маневич),
- “Мастерство кинодраматурга” (преп. Е.И. Габрилович, Ю.Т. Дунский и В.С. Фрид, В.И. Ежов, С.Л. Лунгин и И.И. Нусинов, С.Г. Нагорный, М.Ю. Блейман, Л.З. Трауберг)
и список педагогов читавших сопутствующие курсу “Мастерство кинодраматурга” лекции:
- С.И. Алешин, Г.Я. Авруцкий (“Психиатрия о характере и поведении”),
- Я.Л. Варшавский, В.В. Иванов (“Структурные методы в языкознании и других гуманитарных науках”),
- А.В. Караганов,
- М.М. Кузнецов,
- Л.А. Кулиджанов,
- С.А. Герасимов.
Слушатели встретились также с авторами фильмов “Лебедев против Лебедева” Ф. Миронером, “Никто не хотел умирать” В. Жалакявичусом, “Тридцать три” В. Ежовым и Г. Данелия, “Перекличка” Д. Храбровицким, “Первый учитель” А. Кончаловским, “Долгая счастливая жизнь” Г. Шпаликовым, “Крылья” Л. Шепитько и В. Ежовым.
В этой же папке /арх.№ 152/ хранятся программы: “Кино скандинавских стран” /преп. В.Б. Матусевич/, “Композиция киносценария” Л.З. Трауберга /автограф/, программа по курсу “Основные этапы истории кино и развития кинодраматургии” /преп. С.С. Гинзбург/. Здесь же находится план лекций по курсу “ Проблемы современного искусства”, в который вошли лекции на следующие темы:
- “Поиски современного искусства” /преп. Ю.Н. Давыдов/,
- “Эстетика экзистенциализма” /преп. кандидат философ. наук А. Гайденко/,
- “Художник и город” /преп. кандидат искусствоведения Б.И. Бродский/,
- “Мода и стиль” /преп. с.н.с. ин-та искусствознания Б. Шрагин/,
- “Проблемы художественного воображения” /преп. канд. философ. наук Э. Ильенко/,
- “Промышленная эстетика и современное общество” /преп. главный редактор журнала “Декоративное искусство” К. Кантор/,
- “Теория и практика киносценария” /преп. К.К. Парамонова/.
Две лекции К.К. Парамоновой застенографированы /оп.1 арх. №№ 155, 156/.
Основные курсы, читавшиеся слушателям этого набора:
- “Марксистско-ленинская эстетика”,
- “Философия и киноискусство”,
- “Мастерство кинодраматурга”,
- “Теория кинодраматургии”,
- “Кинорежиссура”,
- “История зарубежного кино и стран народной демократии”,
- “Организация кинопроизводства”,
- “Основы операторского мастерства”.
Работа творческих мастерских нашла отражение в стенограммах заседаний совета сценарного отделения /в основном все они посвящены разным этапам работы над дипломными сценариями/ (оп. 1 арх.№№ 160-171, 177-188), а также в протоколах заседаний совета сценарного отделения (оп.1 арх.№№ 159, 167). Стенограммы обсуждений с арх. № 162 по арх. № 171 соответствуют протоколам, хранящимся в архивной папке № 159, стенограммы по защите дипломов с номера 177 по номер 183 соответствует протоколам из архивной папки за номером 167. В архивной папке за номером 161 находятся стенограммы по обсуждению дипломного сценария слушателя из предыдущего набора Н. Тихолова /Болгария/.
Стенограммы обсуждений дипломных сценариев являются красноречивыми свидетельствами своего времени. Например, обсуждая сценарий Н. Тихолова “Понедельник утром” и снятый по нему фильм критик Ю. Ханютин говорит о том, что “с этой картины болгарское кино выходит на какую-то очень интересную дорогу” /арх.№ 161/. Любопытно как документ времени обсуждение сценария слушателя Д. Маркиша “Кадам, убивший ворону”, вызвавший резкое идейное неприятие членов Совета, вызванное в частности тем, что фабула носит библейский характер. Интересно также обсуждение сценария молдаванина С. Саки “Мост Калистрата” /диплом слушателю было решено не давать/, резко разделившего мнения членов Совета /арх.№ 166/. разные точки зрения, также хорошо иллюстрирующие время, вызвал сценарий А. Бирюкова “Длинные дни в середине лета” /арх.№ 177/. Для шестидесятых годов этот сценарий был шокирующе смелым: в нем рассказана история девочки, дочери проститутки, желающей заняться профессией своей матери. в обсуждении сценария звучат слова: “беспощадный реализм”, “самый рискованный сценарий из прочитанных за последние 10 лет” и т.д. Характеризует время и обсуждение принятого “на ура” сценария Рустама Ибрагимбекова “В одном южном городе”, члены Совета высказывают опасения, что производственная судьба этого блистательного, с общей точки зрения, сценария будет сложной.
В папке № 175 /оп.1/ содержатся аннотации на дипломные сценарии слушателей этого набора.
Помимо теоретического курса, работы над дипломными сценариями, слушатели прошли производственную практику на киностудиях; материалы, связанные с производственной практикой слушателей этого набора хранятся в оп.1 арх.№ 173.
Творческие работы слушателей в алфавитном порядке хранятся в описи №1 арх.№№ начиная с 259, личные дела слушателей хранятся в оп.1л, начиная с №1. Личное дело Маркиша Д.П. /не включенное в арх. опись/ можно найти в этой же описи /1л/ после арх.№ 103 в связке № 8.
СЛУШАТЕЛИ, ЗАЧИСЛЕННЫЕ НА СЦЕНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Приказом Председателя Комитета Совета Министров СССР по кинематографии № 37 от 6 февраля 1965г.
- Ахундова А.Н.
- Бренцис Я.А.
- Бридака Л.Я.
- Битов А.Г.
- Безручко А.И.
- Габриадзе Р.Л.
- Гапаров М.
- Герман И.Н.
- Григорьева Н.А.
- Жусубалиев К.
- Зуев В.И.
- Ибрагимбеков Р.И.
- Искаков А.
- Лакербай Ю.А.
- Маканин В.С
- Матевосян Г.И.
- Преловский А.В.
- Пулатов Т.И.
- Сак С.Ф.
- Таран А.М.
- Тарханов А.С.
- Юзбашян М.О.
Вольнослушатели: Бирюков А.М., Ковальджи К.В., Маркиш Д.П., Полонский Г.Н., Строкопытов В.П.
СПИСОК ДИПЛОМНЫХ СЦЕНАРИЕВ
слушателей III набора
№№ |
Ф.И.О. слушателя |
Республика |
Руководитель мастерской |
Дипломный сценарий |
Производственная судьба сценария |
1 |
Ахундова А.Н. |
Азербайд. |
Л.А. Кулиджанов |
“Хлеб поровну” |
Азербайджанф-м, реж. Ш.Махмудбе ков, 70г., ф-м получил Госпрем. Азерб. ССР, 70г. |
2 |
Бирюков А.М. |
Москва |
С.А. Герасимов, Л.И. Белова |
“Длинные дни в середине лета” |
|
3 |
Битов А.Г. |
Ленинград |
Е.И. Габрилович |
“Нарисуем — будем жить” |
Опубл. в сборнике “Аптекарский остров”, “Сов. пи сатель”, 68г. |
4 |
Бренцис Я.А. |
Латвия |
С.А. Герасимов, Л.И. Белова |
“Три березы” |
|
5 |
Бридака Л.Я. |
Латвия |
В.И. Ежов |
“Ася” |
вышел под назв. “Лучи в стекле” Рижская к/с, 70г., реж. И.Кренберг |
6 |
Габриадзе Р.Л. |
Грузия |
С.Г. Нагорный |
“Любовь, кинжал, измена”/”Паросс кий мрамор”/ Опубл. в журнале “Искусство кино” 68г, № 6 |
Вышел под назв. “Необыкновенная выставка”, Грузия фильм, 69г., реж. Э.Шенгелая |
7 |
Гапаров М. |
Киргизия |
С.Г. Нагорный |
“Белый поезд” |
|
8 |
Герман И.Н. |
Молдавия |
С.Г. Нагорный |
“Непутевый” |
|
9 |
Григорьева Н.А. |
Обнинск |
А.Я. Каплер |
“По небу полу- ночи” |
|
10 |
Жусубалиев К. |
Киргизия |
Л.А. Кулиджанов |
“Девятое мая” |
|
11 |
Ибрагимбеков Р |
Азербайд. |
С.А. Герасимов, Л.И. Белов |
“В одном южном городе” |
“В этом южном городе”, Азербай джанфильм, 69г, реж. Э.Кулиев |
12 |
Искаков К. |
Казахстан |
В.И. Соловьев |
“Восточный тракт” |
Казахфильм, 67г., реж. Г.Овчаренко |
13 |
Колесников (Колесник) Г.А. |
Украина |
М.Ю. Блейман |
“Поставь меня на землю” |
|
14 |
Лакербай Ю.А. |
Белоруссия |
А.Д. Симуков |
“Пять за поведение” |
вышел под назв. “Сотвори бой”, 69г Беларусьфильм, реж. Н. Калинин |
15 |
Маканин В.С. |
Мос.обл. |
С.А. Герасимов, Л.И. Белова |
“Прямая линия” |
к/с Горького, 67г, реж. Ю.Швырев |
16 |
Маркиш Д.П. |
Москва |
Е.И. Габрилович |
“Кадам, убивший ворону” |
|
17 |
Матевосян Г.И. |
Армения |
В.И. Ежов |
“Мы и наши горы” |
Арменфильм, 70г., реж. Г.Малян |
18 |
Полонский Г.И. |
Москва |
И.Г. Ольшанский |
“Журавль в небе” /”Доживем до понедельника”/ |
к/с Горького, 68г., реж. С.Ростоцкий /Госпремия СССР 1970г./ |
19 |
Преловский А.В. |
Иркутск |
А.Я. Каплер |
“От снега до снега” |
Одесская к/с, 68г., реж. Ю.Петров |
20 |
Пулатов Т.И. |
Узбекистан |
В.И. Соловьев |
“Прочие населен ные пункты” |
вышел под назв. “Возвращение командира”, 69г., Узбекфильм, реж. Д. Салимов |
21 |
Эльманович Т.В. |
Эстония |
М.Ю. Блейман |
“Каменщики” |
|
22 |
Бранев Г.Н. |
НРБ |
В.И. Соловьев |
“Сказка” |
|
23 |
Карасимеонов А |
НРБ |
Е.И. Габрилович |
“Главный свидетель” |
вышел под назв. “Особое мнение”, Софийская к/с, 70 реж. Я.Вазов и Л. Бояджиева |
СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
по отбору слушателей на сценарное отделение (Приказ № 382/234 от 7 декабря 1964 г.)
Баскаков В.И. — зам. Председателя Госкино председатель комиссии
Каплер А.Я. — председатель секции кинодраматургии Оргкомитета СРК заместитель председателя
Дымшиц А.Л. — главный редактор сценарной редакционной коллегии Главного управления художественной кинематографии, заместитель председателя
Гракина В.И. — заместитель директора по учебной части Высших сценарных курсов, ответственный секретарь комиссии
Члены комиссии:
- Арнштам Л.О. — кинорежиссер
- Блейман М.Ю. — кинодраматург
- Белова Л.И. — критик
- Бирюкова В.С. — и.о. главного редактора к/с М.Горького
- Габрилович Е.И. — кинодраматург
- Громов Н.И. — ответственный секретарь Совета кинодраматургии при Союзе писателей
- Донской М.С. — кинорежиссер
- Дунский Ю.Т. — кинодраматург
- Зусева Р.С. — член сценарной редакционной коллегии Гл. управления худ. кинематографии
- Исаев К.Ф. — кинодраматург
- Караганов А.В. — зам. председателя Оргкомитета СРК СССР
- Кокорева И.А. — зам. начальника Главного управления худ. кинематографии
- Маклярский М.Б. — директор Высших сценарных курсов
- Малюгин Л.А. — кинодраматург
- Нагорный С.Г. — кинодраматург
- Ольшанский И.Г. — кинодраматург
- Помещиков Е.М. — кинодраматург
- Парамонова К.К. — критик
- Рекемчук А.Е. — гл. редактор сценарной редакционной коллегии к/с “Мосфильм”
- Розен С.Г. — заведующий отделом драматургии редакции журнала “Искусство кино”
- Соловьев В.И. — кинодраматург
- Спирина В.И. — кинодраматург
- Сытина Т.Г. — кинодраматург
- Сегеди А.Д. — член сценарной редакционной коллегии Главного управления худ. кинематографии
- Салынский А.Д. — драматург, представитель Союза писателей СССР
- Таланкин И.В. — начальник отдела кадров и учебных заведений Госкино
- Фрид В.С. — кинодраматург
- Ханютин Ю.М. — критик
- Хуциев М.М. — кинорежиссер
- Чекин И.В. — член сценарной редакционной коллегии Главного управления худ. кинематографии
- Щеглов И.И. — заместитель председателя секции кинодраматургии Оргкомитета СРК СССР
СОСТАВ СОВЕТА сценарного отделения ВКСР
Каплер Алексей Яковлевич — председатель Совета
Гракина Валентина Ивановна — ответственный секретарь Совета
члены Совета:
- Антонов Сергей Петрович
- Белова Людмила Ивановна
- Блейман Михаил Юрьевич
- Габрилович Евгений Иосифович
- Герасимов Сергей Апполинарьевич
- Ежов Валентин Иванович
- Зоркая Нея Марковна
- Караганов Александр Васильевич
- Кулиджанов Лев Александрович
- Кокорева Ирина Александровна
- Маклярский Михаил Борисович
- Нагорный Семен Григорьевич
- Ольшанский Иосиф Григорьевич
- Симуков Алексей Дмитриевич
- Соловьев Семен Израйлевич
- Трауберг Леонид Захарович