НАБОР 1962 — 1964 гг.

Меню архива

Приказом Министерства культуры № 255 от 31 мая 1962 года был объявлен второй набор на Высшие сценарные курсы.

По аналогии с первым набором во все республики были разостланы циркулярные письма о наборе, содержащие условия проведения набора и его сроки. Республиками к поступлению на курсы было рекомендовано 145 человек. По итогам предварительного конкурса к участию в экзаменах было приглашено 53 абитуриента. Порядок проведения экзаменов был тот же, что и в 1-ом наборе. Конкурсные испытания состояли из написания рецензии на просмотренный фильм, письменного литературного этюда на заданную тему и устного собеседования.

Работы абитуриентов оценивались по пятибалльной системе. Экзамены абитуриенты сдавали по группам. Первая группа, сдававшая экзамены с 18 по 21 сентября 1962 г., писала рецензию на фильм “Никогда” (Одесская киностудия) и литературные этюды на темы: “Товарищеская выручка”, “Забаллотировали (не выбрали)”, “Ночная встреча”. Вторая группа абитуриентов, экзаменовавшаяся с 25 по 28 сентября, рецензировала фильм “Ночь без милосердия” (“Мосфильм”) и писала литературные этюды на темы: “Ночь без сна”, “Ревность”, “Зависть”. Более подробно ознакомиться с ходом экзаменов можно на основе протоколов заседания приемной комиссии (Оп. 1 арх.№ 50). Состав приемной комиссии прилагается.

Занятия на курсах начались 20 ноября; было зачислено 35 слушателей и 10 вольнослушателей. В протоколах заседаний приемной комиссии можно найти решения зачислить (в порядке исключения) на курсы без экзаменов писателей А. Адамовича (Белоруссия) и Ч. Айтматова (Киргизия). Ч. Айтматов по-видимому по каким-то причинам от мысли об обучении на курсах отказался и его имени нет в приказе о зачислении на курсы. Возможно это было связано с его назначением на пост председателя Оргкомитета (1961 г.), а затем правления СК Кирг. ССР. Основная часть слушателей была зачислена приказом по Министерству культуры СССР и Оргкомитету СРК СССР № 566 от 17 декабря 1962 г. В дальнейшем в дополнение к этому приказу были зачислены:

приказом Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР № 21 от 22.01.63 —

Василаки В.И. /Молдавская ССР/, Маджидов К.М. /Узбекская ССР/,

приказом Оргкомитета СРК СССР № 32 от 31.01.63 — Зейтунцян П.А. /Армянская ССР/.

В дальнейшем в разное время были переведены из числа вольнослушателей в слушатели или зачислены на стипендию на определенный срок следующие учащиеся: Чичинадзе А.В., Черненко А.Ф., Куксов В.К., Горенштейн Ф.Н. /Пр. № 257, № 258/. Вообще в этом наборе было много временных зачислений на стипендию и, наоборот, отчислений по причинам творческого порядка, а затем восстановлений /см. оп.1 арх.№ 57/. Не все изменения в составе слушателей зафиксированы приказами. В этом наборе обучались также вольнослушатели, часть из которых защитила дипломы:

Белякова А.М. /Москва/, Жуков Д.А. /Москва/, Розовский М.Г. /Москва/, Чернявский Г.И. /УССР/, Шенбрунн С.П. /Москва/, Яцкявичус П.П. /Литовская ССР/.

В этом наборе обучались на курсах два писателя из Болгарии: Тихолов Никола Тихолов и Тодоров Тодор Монов.

В состав Совета вошли известные кинодраматурги, опытные редакторы, режиссеры и организаторы кинопроизводства:

Председатель Совета — А.Я. Каплер, заместитель председателя — А.Д. Салынский, ответственный секретарь — В.И. Гракина (зав. учебной частью курсов).

Члены Совета: С.П. Антонов, Ю.В. Бондарев, М.Ю. Блейман, Л.И. Белова, Н.М. Зоркая, Н.А. Коварский, И.А. Кокорева, Л.А. Кулиджанов, М.Б. Маклярский (директор курсов), И.Г. Ольшанский, А.Е. Рекемчук, Ю.Я. Райзман, В.И. Соловьев, Л.З. Трауберг, Д.Я. Храбровицкий, Ю.М. Ханютин, А.М. Шумский, И.И. Щеглов.

Во втором наборе работало 9 творческих мастерских:

  1. С.П. Антонова
  2. М.Ю. Блеймана и Ю.А. Шевкуненко
  3. Е.И. Габриловича
  4. Н.А. Коварского и К.Ф. Исаева
  5. И.Г. Ольшанского
  6. В.С. Розова и Л.И. Беловой
  7. В.И. Соловьева, Б.А. Метальникова и Л.А. Кулиджанова
  8. Л.З. Трауберга и С.Г. Нагорного
  9. Г.Н. Чухрая

Основные теоретические курсы, прочитанные в этом наборе:

“Марксистско-ленинская эстетика”. Преподаватель — А.Я. Зись.
В рамках этого курса были прочитаны отдельные лекции на темы — “Проблемы современности в искусстве социалистического реализма” (преп. А.А. Караганов),
“Современность и современник в киноискусстве” (преп. В.А. Разумный),
“Кино и литература” (преп. Н.А. Коварский), “О трагическом” (М.А. Лифшиц),
“О языке кино” (А. Варатнов), прочел лекцию Е.М. Вейцман.
“Кинодраматургия”. Преподаватели: Е.И. Габрилович, И.В. Вайсфельд, С.И. Фрейлих, Н.А. Коварский, М.Ю. Блейман, Л.З. Трауберг, В.Б. Шкловский, И.М. Маневич, Л.И. Белова, В.В. Фролов, Ю.Я. Райзман, А.С.Вартанов, Б.А. Метальников, В.И. Соловьев, Д.Я. Храбровицкий.
В рамках этого курса были организованы встречи с писателями и драматургами — А. Арбузовым, Л. Зориным, Воробьевым, С. Михалковым, С. Антоновым, поэтом Б. Слуцким.
“Кинорежиссура”. Основной курс читал М.И. Ромм. Кроме того состоялись встречи-беседы с кинорежиссерами И. Пырьевым, С. Герасимовым, С. Юткевичем, Г. Рошалем, Г. Чухраем, М. Донским, Л. Кулиджановым, С. Ростоцким и др.
“История советского кино”. Преподаватель — С.С. Гинзбург. В рамках этого курса были проведены встречи с кинорежисерами — М. Донским, В. Аловым, А. Наумовым, М. Хуциевым, Л. Кулиджановым, М. Швейцером, М. Каликом, А. Тарковским, К. Воиновым, С. Ростоцким, Я. Сегелем, Ю. Карасиком, Г. Габаем.
“История зарубежного кино”. Преподаватель — Н.П. Абрамов. Отдельные лекции по этому курсу читали — В. Божович, Александров, В. Матусевич, Т. Бачелис, Н. Зоркая, Блейман.
“Организация кинопроизводства”. Преподаватели — Б.Н. Коноплев (главный инженер к/с “Мосфильм”), Г.Б. Марьямов.

Помимо систематических курсов и сопутствующих лекций на курсах был прочитан ряд тематических лекций:
“О жизненно важных проблемах советского киноискусства” — А.Я. Каплер,
“Литература и кино” — Л.П. Погожева,
“Советская кинодраматургия” — В. Пименов,
“От литературного образа к образу кинематографическому” — В.Б. Шкловский,
“Постановление ЦК КПСС о кинематографии и советское кино на современном этапе” — Г.А. Капралов,
“Проблемы современной теории драмы” — В.В. Фролов,
“О некоторых тенденциях западного киноискусства в связи с современной буржуазной философией и эстетикой” — Е.М. Вейцман.

Были проведены встречи с деятелями культуры и науки — руководителем кафедры химии МГУ им. Ломоносова академиком Рабиндером, доктором физико-математических наук профессором Смородинским, научным сотрудником Института радиационной и физико-химической биологии АН СССР Киселевым, летчиком-испытателем Героем Советского Союза Галаем, писателем Даниным, актером — С.В. Лукьяновым, полковником Госбезопасности И. Зубовым и подполковником пограничных войск И.И. Перетятько.

Помимо лекций, бесед и творческих встреч на курсах также практиковался разбор и обсуждение фильмов:
“Коллеги”, “Вступление”, “Утренние поезда”- занятия проводила Н.М. Зоркая,
“А если это любовь,” обсуждение проводил автор сценария И.Г. Ольшанский,
“Завтрашние заботы” — в обсуждении участвовал автор сценария Б.А. Метальников,
“Я, бабушка, Илико и Илларион” — обсуждение проводил режиссер фильма Т. Абуладзе. Было проведено обсуждение фильма Ф. Фелини “Сладкая жизнь”. Проводил обсуждение М.Ю. Блейман.

Более подробно с течением учебного процесса можно ознакомиться просмотрев архивные материалы “Учебный план и программа занятий курсов на 1962 — 1964 гг. (Оп.1 арх.№ 47,). В этой же папке можно найти проекты программ, программы и темы лекций по следующим дисциплинам — “Изобразительное решение фильма” Л.В. Косматова, “Пути развития советского кино” С.С. Гинзбурга, план занятий по технологии комических жанров драматургии В.Е. Ардова, “Основы кинодраматургии” С.И. Фрейлиха, несколько программ по истории зарубежного кино и современному зарубежному фильму Н.П. Абрамова, программа по истории зарубежного кино В.И. Божовича, списки зарубежных фильмов для просмотра, программа спецсеминара “От неореализма — к новой волне” А. Вартанова, замечания к плану работы Высших сценарных курсов М. Блеймана, Н. Коварского, Л. Трауберга (автограф).

Обсуждение программ и планов работы курсов посвящены заседания Совета курсов. Их можно найти в архивных папках № 48 и № 49 (оп. 1)

Жизнь творческих мастерских наиболее полно отражена в папках протоколов и стенограмм заседаний Советов за архивными номерами 59 (протоколы) № 60, 61, 61-а (протоколы), 62, 84 (протоколы) (оп. 1), а также в папке “Отчеты о работе курсов за 1960 — 1963 гг.” (оп. 1 арх № 58) в разделе “Творческие сценарные мастерские”.

Интересны обсуждения рядов сценариев. Любопытно раскрываются взаимоотношения мастера и студента на примере взаимоотношений Л.З. Трауберга с его студентом украинским писателем В. Говядой. Трауберг предлагает его отчислить так как считает, что Говяде нечему у него учиться. Напротив мастер сам готов учиться у своего студента. “Последние 10 лет я ничего подобного не читал” говорит Л.З. Трауберг о сценарии Говяды “Лишний хлеб”. “Сценарий блистателен” — продолжает мастер,- я не понимаю зачем мы взяли этого товарища” (оп.1 арх. № 60, стр. 57-59).  В обсуждениях Совета интересно прослеживается судьба сложного неуживчивого по характеру, но по общему признанию одаренного человека, Ф. Горенштейна (арх. № 60 стр. 51-52, № 61 стр. 57-63, № 83 стр. 2-3). В архиве курсов хранится также стенограмма художественного совета Творческого объединения писателей и художников к/с “Мосфильм” по обсуждению рассказа Ф. Горенштейна “Дом с башенкой”, в котором принимали участие многие кинематографисты, в том числе и А.А. Тарковский, выступивший с активной поддержкой будущего сценария (оп. 1 арх. № 63).

В папках стенограмм заседаний Совета можно найти и предложение об отчислении Ю. Клепикова, высказанное директором курсов Маклярским (оп. 1 арх.№ 62, стр. 62).

Помимо занятий в творческих мастерских и курса теоретических лекций слушатели проходили полуторамесячную производственную практику на киностудиях страны. Все материалы связанные с прохождением производственной практики с указанием студий и съемочных групп, за которыми были закреплены слушатели, и саму программу можно найти в архивной папке “Материалы производственной практики” (оп. 1 арх. № 64).

Обучение на курсах продолжалось 18 месяцев (с ноября 1962 года по май 1964 года). 32 человека успешно защитившие сценарии получили свидетельства об окончании курсов. О выпуске см. в папках: “Акт выпуска слушателей 11 набора” (оп.1 арх№ 88), “Приказы Госкино за 1964 г.” (пр. № 62 от 17.04.64) — оп.1 арх.№ 83.

10 слушателям курсов не успевшим по различным причинам закончить к моменту выпуска свои дипломные сценарии было разрешено представить их на рассмотрение совета до 1-го января 1966 года:

Афиджановой Ф.Н. /Киргизия/ — маст. Г.Н. Чухрая
Горенштейну Ф.Н. /Украина/ — маст. В.С. Розова и Л.И. Беловой
Громыко Н.И. /Москва/ — маст. Л.З. Трауберга
Варданяну Г.В. /Армения/ — маст. М.Ю. Блеймана
Леиньшу Л.В. /Латвийская ССР/ — маст. В.С. Розова и Л.И. Беловой
Маджидову К.М. /Узбекистан/ — маст. Е.И. Габриловича
Найману А.Г. /Ленинград/ — маст. Л.З. Трауберга
Силаеву Б.Д. /Украина/ — маст. В.С. Соловьева и Б.А. Метальникова
Яцкявичусу П.П. /Литва/ — маст. Л.З. Трауберга
Тихолову Н. /Болгария/ — маст. Е.И. Габриловича (защитил диплом 23.02.66 г. по уже вышедшему одноименному фильму).

Двоим вольнослушателям вовремя не сдавшим дипломные сценарии были выданы справки о том, что они прослушали цикл теоретических лекций и курс сценарного мастерства:

Беляковой А.М. /Москва/ — мастерская И.Г. Ольшанского
Жукову Д.А. /Москва/ — мастерская В.И. Соловьева и Б.А. Метальникова

По различным причинам творческого порядка в процессе занятий в разные сроки были отчислены слушатели:

Тогисбаев С. /Казахстан/ — маст. М.Ю. Блеймана
Шербунн С.П. /Москва/ — маст. Н.А. Коварского и К.Ф. Исаева

В архиве курсов сохранилось либретто Евгения Рейна “Яхта” в папке “Аннотации на дипломные сценарии слушателей второго набора 1962-1964 гг.” (оп.1 арх.№ 65). В этой папке хранятся первые варианты дипломных заявок всех слушателей курсов этого набора.

Краткую информацию о дипломных сценариях слушателей можно найти — оп.1 арх.№№ 88, 135. Список дипломных сценариев прилагается.

Следует отметить, что в 1964 году произошло историческое событие в жизни как Высших сценарных, так и Высших режиссерских курсов: они были реорганизованы в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (Приказ Председателя Госкино СССР и Оргкомитета СРК СССР № 245/150 от 6 августа 1964 года).

Личные дела слушателей этого набора хранятся в алфавитном порядке в описи 1л. Творческие работы в алфавитном порядке по фамилиям слушателей — в описи №1, начиная с № 176.

Часть лекций прочитанных в этом наборе застенографирована и хранится в оп.1 арх. №№ 66-73, 54-56.

 

СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
Высших сценарных курсов 1962 г.
Приказ Министерства культуры СССР от 14 июля 1962г. № 330

Баскаков В.Е.                       — председатель комиссии
Каплер А.Я.                          — зам. председателя
Арнштам Л.О.                      — Зам. председателя
Щеглов И.И.                        — ответственный секретарь

Члены комиссии:
  1. Арбузов А.Н.
  2. Соловьев В.И.
  3. Бондарев Ю.В.
  4. Блеман М.Ю.
  5. Бабин С.П.
  6. Бакуринский И.В.
  7. Белова Л.И.
  8. Варшавский Я.Л.
  9. Габрилович Е.И.
  10. Ежов В.И.
  11. Зусева Р.С.
  12. Коварский Н.А.
  13. Кулиджанов Л.А.
  14. Кокорева И.А.
  15. Магат Е.А.
  16. Маклярский М.Б.
  17. Каневич И.М.
  18. Мальцев Е.Ю.
  19. Нагорный С.Г.
  20. Ольшанский И.Г.
  21. Папава М.Г.
  22. Парамонова К.К.
  23. Погожева Л.П.
  24. Писаревский Д.С.
  25. Райзман Ю.Я.
  26. Рачук И.А.
  27. Салынский А.Д.
  28. Сазонов А.Н.
  29. Сегеди А.Д.
  30. Смирнова М.Н.
  31. Спешнев А.В.
  32. Трауберг Л.З.
  33. Фрейлих С.И.
  34. Храбровицкий Д.Я.
  35. Ханютин Ю.М.
  36. Шевкуненко Ю.А.
  37. Шейнин Л.Р.
  38. Мачерет А.В.
  39. Сурин В.Н.
СПИСОК СЛУШАТЕЛЕЙ
Высших сценарных курсов II набора (Приказ № 566 от 17 декаря 1962 г.)
  1. Авербах И.А.
  2. Адамович А.М.
  3. Афиджанов Г.
  4. Ахвледиани Э.С.
  5. Байджиев М.Т.
  6. Варданян Г.В.
  7. Говяда В.Д.
  8. Громыко Н.И.
  9. Григорьев В.Н.
  10. Драч И.Ф.
  11. Дубровский Э.Б.
  12. Захидов Ф.
  13. Зурабов А.А.
  14. Ибрагимбеков М.М.
  15. Иванова Ю.Л.
  16. Иовице В.И.
  17. Клепиков Ю.Н.
  18. Кравченко В.А.
  19. Кушнерович Р.А.
  20. Леиньш А.В.
  21. Минутко И.А.
  22. Михайлов В.В.
  23. Найман А.Г.
  24. Потепалов С.Г.
  25. Рзаев А.Р.
  26. Ромов А.С.
  27. Семенова Н.А.
  28. Силаев Б.Д.
  29. Старков И.Г.
  30. Тогисбаев С.
  31. Ходжаев М.
  32. Шенбрунн С.П.

 

ДИПЛОМНЫЕ СЦЕНАРИИ  выпускников II набора
№№ Ф.И.О. слушателя Республика Руководитель мастерской Название дипломного сценария Сведения о производственной судьбе сценария
1 Адамович А.М. Минск Г.Н. Чухрай, Н.А. Коварский “Война под крышами” Беларусьф-м, 67г реж. В. Туров
2 Авербах И.А. Ленинград И.Г. Ольшанский “Ночь больших приключений” — диплом, “Кавалерист”
3 Ахвледиани Э.С. Грузия В.С. Розов, Л.И. Белова “След”
4 Байджиев М.Т. Киргизия М.Ю. Блейман “Тень”
5 Василаки В.И. Молдавия Б.А. Метальников, В.И. Соловьев “Сказка про белого бычка”
6 Говяда В.Д. Украина Л.З. Трауберг “Осенние свадьбы “Лишний хлеб” — диплом к/с Довженко, 68г реж. Б.Яшин к/с Довженко, 67г реж. В. Говяда
7 Григорьев В.Н. Украина М.Ю. Блейман “Солнечный”
8 Драч И.Ф. Украина Г.Н. Чухрай “Родник для жаждущих” к/с Довженко, 66г реж. Ю. Ильенко
9 Дубровский Э.Б. Москва С.П. Антонов “Месторожденин” вышел под назван “В горах мое серд це”, Таджикф-м, реж.М.Арипов, 69
10 Захидов Ф. Узбекистан С.П. Антонов “Человек с шарами” — “Тринадцать дочерей”. вышел под назв. “Навстречу совести” Узбекф. реж. А. Хачатуров 66г.
11 Зурабов А.А. Армения М.Ю. Блейман “Семь колец”
12 Зейтунцян П.А. Армения В.С. Розов, Л.И. Белова “Февраль, март, апрель”
13 Ибрагимбеков М. Азербайд. В.С. Розов, Л.И. Белова “Первый раунд” (“На светофоре желтый свет”) вышел под назв. “Последняя ночь детства”, 70г., Азербайджанф-м реж. А. Бабаев
14 Иванова Ю.Л. Москва В.С. Розов, Л.И. Белова “Откройте-свои”
15 Иовице В.И. Молдавия К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский “Фынтынар”
16 Клепиков Ю.Н. Магадан Е.И. Габрилович “Год спокойного солнца” (“Асино счастье”) вышел под назв. “История Аси Клячкиной, которая любила но не вышла замуж”, 66г., Мосфильм, реж. А.Кончаловский
17 Кравченко В.А. Москва С.П. Антонов “Женщины”
18 Кушнерович Р.А. Москва К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский “Шесть строк для начальной школы
19 Куксов В.К. К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский “Погоня за миражем”
20 Минутко И.А. Тула Г.Н. Чухрай “Очень длинный день”
21 Михайлов В.В. Грузия Е.И. Габрилович “Вершина”
22 Потепалов С.Г. Ленинград Г.Н. Чухрай “Семейная хроника”
23 Рзаев А.Р. Азербайд. И.Г. Ольшанский “Земля. Море. Огонь. Небо” Азербайджанф-м реж. Ш.Махмуд- беков, 67г.
24 Розовский М.Г. Москва К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский “Похождение агента “ЭС”
25 Ромов А.С. Москва Е.И. Габрилович “Океан, до востребования”
26 Семенова Н.А. Смоленск С.П. Антонов “Березовый сок”
27 Старков И.Г. Украина Б.А. Метальников В.И. Соловьев “Потерять коня”
28 Тихолов Н.Т. НРБ Е.И. Габрилович “Понедельник утром” Софийская к/с,66 реж. И.Акташева и Христо Писков
29 Тодоров Т.М. НРБ И.Г. Ольшанский “Снежный человек”
30 Ходжаев М. Таджик. К.Ф. Коварский, Н.А. Исаев “Дым без огня” вышел под назв. “Под пеплом огонь”, 67г., Таджикфильм, реж. А.Рахимов
31 Черненко А.Ф. С.П. Антонов “Каждый себе капитан”
32 Чернявский Г.И. Б.А. Метальников В.И. Соловьев “Пейте радугу” вышел под назв. “Формула радуги” Одесская к/с, 67г, реж.Г.Юнгвальд- Хилькевич
33 Чичинадзе А.В. Б.А. Метальников В.И. Соловьев “Знакомые лица” вышел под назв. “Листопад”, 67г., Грузияфильм, реж. О.Иоселиани