Приказом Министерства культуры № 255 от 31 мая 1962 года был объявлен второй набор на Высшие сценарные курсы.
По аналогии с первым набором во все республики были разостланы циркулярные письма о наборе, содержащие условия проведения набора и его сроки. Республиками к поступлению на курсы было рекомендовано 145 человек. По итогам предварительного конкурса к участию в экзаменах было приглашено 53 абитуриента. Порядок проведения экзаменов был тот же, что и в 1-ом наборе. Конкурсные испытания состояли из написания рецензии на просмотренный фильм, письменного литературного этюда на заданную тему и устного собеседования.
Работы абитуриентов оценивались по пятибалльной системе. Экзамены абитуриенты сдавали по группам. Первая группа, сдававшая экзамены с 18 по 21 сентября 1962 г., писала рецензию на фильм “Никогда” (Одесская киностудия) и литературные этюды на темы: “Товарищеская выручка”, “Забаллотировали (не выбрали)”, “Ночная встреча”. Вторая группа абитуриентов, экзаменовавшаяся с 25 по 28 сентября, рецензировала фильм “Ночь без милосердия” (“Мосфильм”) и писала литературные этюды на темы: “Ночь без сна”, “Ревность”, “Зависть”. Более подробно ознакомиться с ходом экзаменов можно на основе протоколов заседания приемной комиссии (Оп. 1 арх.№ 50). Состав приемной комиссии прилагается.
Занятия на курсах начались 20 ноября; было зачислено 35 слушателей и 10 вольнослушателей. В протоколах заседаний приемной комиссии можно найти решения зачислить (в порядке исключения) на курсы без экзаменов писателей А. Адамовича (Белоруссия) и Ч. Айтматова (Киргизия). Ч. Айтматов по-видимому по каким-то причинам от мысли об обучении на курсах отказался и его имени нет в приказе о зачислении на курсы. Возможно это было связано с его назначением на пост председателя Оргкомитета (1961 г.), а затем правления СК Кирг. ССР. Основная часть слушателей была зачислена приказом по Министерству культуры СССР и Оргкомитету СРК СССР № 566 от 17 декабря 1962 г. В дальнейшем в дополнение к этому приказу были зачислены:
приказом Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР № 21 от 22.01.63 —
Василаки В.И. /Молдавская ССР/, Маджидов К.М. /Узбекская ССР/,
приказом Оргкомитета СРК СССР № 32 от 31.01.63 — Зейтунцян П.А. /Армянская ССР/.
В дальнейшем в разное время были переведены из числа вольнослушателей в слушатели или зачислены на стипендию на определенный срок следующие учащиеся: Чичинадзе А.В., Черненко А.Ф., Куксов В.К., Горенштейн Ф.Н. /Пр. № 257, № 258/. Вообще в этом наборе было много временных зачислений на стипендию и, наоборот, отчислений по причинам творческого порядка, а затем восстановлений /см. оп.1 арх.№ 57/. Не все изменения в составе слушателей зафиксированы приказами. В этом наборе обучались также вольнослушатели, часть из которых защитила дипломы:
Белякова А.М. /Москва/, Жуков Д.А. /Москва/, Розовский М.Г. /Москва/, Чернявский Г.И. /УССР/, Шенбрунн С.П. /Москва/, Яцкявичус П.П. /Литовская ССР/.
В этом наборе обучались на курсах два писателя из Болгарии: Тихолов Никола Тихолов и Тодоров Тодор Монов.
В состав Совета вошли известные кинодраматурги, опытные редакторы, режиссеры и организаторы кинопроизводства:
Председатель Совета — А.Я. Каплер, заместитель председателя — А.Д. Салынский, ответственный секретарь — В.И. Гракина (зав. учебной частью курсов).
Члены Совета: С.П. Антонов, Ю.В. Бондарев, М.Ю. Блейман, Л.И. Белова, Н.М. Зоркая, Н.А. Коварский, И.А. Кокорева, Л.А. Кулиджанов, М.Б. Маклярский (директор курсов), И.Г. Ольшанский, А.Е. Рекемчук, Ю.Я. Райзман, В.И. Соловьев, Л.З. Трауберг, Д.Я. Храбровицкий, Ю.М. Ханютин, А.М. Шумский, И.И. Щеглов.
Во втором наборе работало 9 творческих мастерских:
- С.П. Антонова
- М.Ю. Блеймана и Ю.А. Шевкуненко
- Е.И. Габриловича
- Н.А. Коварского и К.Ф. Исаева
- И.Г. Ольшанского
- В.С. Розова и Л.И. Беловой
- В.И. Соловьева, Б.А. Метальникова и Л.А. Кулиджанова
- Л.З. Трауберга и С.Г. Нагорного
- Г.Н. Чухрая
Основные теоретические курсы, прочитанные в этом наборе:
“Марксистско-ленинская эстетика”. Преподаватель — А.Я. Зись.
В рамках этого курса были прочитаны отдельные лекции на темы — “Проблемы современности в искусстве социалистического реализма” (преп. А.А. Караганов),
“Современность и современник в киноискусстве” (преп. В.А. Разумный),
“Кино и литература” (преп. Н.А. Коварский), “О трагическом” (М.А. Лифшиц),
“О языке кино” (А. Варатнов), прочел лекцию Е.М. Вейцман.
“Кинодраматургия”. Преподаватели: Е.И. Габрилович, И.В. Вайсфельд, С.И. Фрейлих, Н.А. Коварский, М.Ю. Блейман, Л.З. Трауберг, В.Б. Шкловский, И.М. Маневич, Л.И. Белова, В.В. Фролов, Ю.Я. Райзман, А.С.Вартанов, Б.А. Метальников, В.И. Соловьев, Д.Я. Храбровицкий.
В рамках этого курса были организованы встречи с писателями и драматургами — А. Арбузовым, Л. Зориным, Воробьевым, С. Михалковым, С. Антоновым, поэтом Б. Слуцким.
“Кинорежиссура”. Основной курс читал М.И. Ромм. Кроме того состоялись встречи-беседы с кинорежиссерами И. Пырьевым, С. Герасимовым, С. Юткевичем, Г. Рошалем, Г. Чухраем, М. Донским, Л. Кулиджановым, С. Ростоцким и др.
“История советского кино”. Преподаватель — С.С. Гинзбург. В рамках этого курса были проведены встречи с кинорежисерами — М. Донским, В. Аловым, А. Наумовым, М. Хуциевым, Л. Кулиджановым, М. Швейцером, М. Каликом, А. Тарковским, К. Воиновым, С. Ростоцким, Я. Сегелем, Ю. Карасиком, Г. Габаем.
“История зарубежного кино”. Преподаватель — Н.П. Абрамов. Отдельные лекции по этому курсу читали — В. Божович, Александров, В. Матусевич, Т. Бачелис, Н. Зоркая, Блейман.
“Организация кинопроизводства”. Преподаватели — Б.Н. Коноплев (главный инженер к/с “Мосфильм”), Г.Б. Марьямов.
Помимо систематических курсов и сопутствующих лекций на курсах был прочитан ряд тематических лекций:
“О жизненно важных проблемах советского киноискусства” — А.Я. Каплер,
“Литература и кино” — Л.П. Погожева,
“Советская кинодраматургия” — В. Пименов,
“От литературного образа к образу кинематографическому” — В.Б. Шкловский,
“Постановление ЦК КПСС о кинематографии и советское кино на современном этапе” — Г.А. Капралов,
“Проблемы современной теории драмы” — В.В. Фролов,
“О некоторых тенденциях западного киноискусства в связи с современной буржуазной философией и эстетикой” — Е.М. Вейцман.
Были проведены встречи с деятелями культуры и науки — руководителем кафедры химии МГУ им. Ломоносова академиком Рабиндером, доктором физико-математических наук профессором Смородинским, научным сотрудником Института радиационной и физико-химической биологии АН СССР Киселевым, летчиком-испытателем Героем Советского Союза Галаем, писателем Даниным, актером — С.В. Лукьяновым, полковником Госбезопасности И. Зубовым и подполковником пограничных войск И.И. Перетятько.
Помимо лекций, бесед и творческих встреч на курсах также практиковался разбор и обсуждение фильмов:
“Коллеги”, “Вступление”, “Утренние поезда”- занятия проводила Н.М. Зоркая,
“А если это любовь,” обсуждение проводил автор сценария И.Г. Ольшанский,
“Завтрашние заботы” — в обсуждении участвовал автор сценария Б.А. Метальников,
“Я, бабушка, Илико и Илларион” — обсуждение проводил режиссер фильма Т. Абуладзе. Было проведено обсуждение фильма Ф. Фелини “Сладкая жизнь”. Проводил обсуждение М.Ю. Блейман.
Более подробно с течением учебного процесса можно ознакомиться просмотрев архивные материалы “Учебный план и программа занятий курсов на 1962 — 1964 гг. (Оп.1 арх.№ 47,). В этой же папке можно найти проекты программ, программы и темы лекций по следующим дисциплинам — “Изобразительное решение фильма” Л.В. Косматова, “Пути развития советского кино” С.С. Гинзбурга, план занятий по технологии комических жанров драматургии В.Е. Ардова, “Основы кинодраматургии” С.И. Фрейлиха, несколько программ по истории зарубежного кино и современному зарубежному фильму Н.П. Абрамова, программа по истории зарубежного кино В.И. Божовича, списки зарубежных фильмов для просмотра, программа спецсеминара “От неореализма — к новой волне” А. Вартанова, замечания к плану работы Высших сценарных курсов М. Блеймана, Н. Коварского, Л. Трауберга (автограф).
Обсуждение программ и планов работы курсов посвящены заседания Совета курсов. Их можно найти в архивных папках № 48 и № 49 (оп. 1)
Жизнь творческих мастерских наиболее полно отражена в папках протоколов и стенограмм заседаний Советов за архивными номерами 59 (протоколы) № 60, 61, 61-а (протоколы), 62, 84 (протоколы) (оп. 1), а также в папке “Отчеты о работе курсов за 1960 — 1963 гг.” (оп. 1 арх № 58) в разделе “Творческие сценарные мастерские”.
Интересны обсуждения рядов сценариев. Любопытно раскрываются взаимоотношения мастера и студента на примере взаимоотношений Л.З. Трауберга с его студентом украинским писателем В. Говядой. Трауберг предлагает его отчислить так как считает, что Говяде нечему у него учиться. Напротив мастер сам готов учиться у своего студента. “Последние 10 лет я ничего подобного не читал” говорит Л.З. Трауберг о сценарии Говяды “Лишний хлеб”. “Сценарий блистателен” — продолжает мастер,- я не понимаю зачем мы взяли этого товарища” (оп.1 арх. № 60, стр. 57-59). В обсуждениях Совета интересно прослеживается судьба сложного неуживчивого по характеру, но по общему признанию одаренного человека, Ф. Горенштейна (арх. № 60 стр. 51-52, № 61 стр. 57-63, № 83 стр. 2-3). В архиве курсов хранится также стенограмма художественного совета Творческого объединения писателей и художников к/с “Мосфильм” по обсуждению рассказа Ф. Горенштейна “Дом с башенкой”, в котором принимали участие многие кинематографисты, в том числе и А.А. Тарковский, выступивший с активной поддержкой будущего сценария (оп. 1 арх. № 63).
В папках стенограмм заседаний Совета можно найти и предложение об отчислении Ю. Клепикова, высказанное директором курсов Маклярским (оп. 1 арх.№ 62, стр. 62).
Помимо занятий в творческих мастерских и курса теоретических лекций слушатели проходили полуторамесячную производственную практику на киностудиях страны. Все материалы связанные с прохождением производственной практики с указанием студий и съемочных групп, за которыми были закреплены слушатели, и саму программу можно найти в архивной папке “Материалы производственной практики” (оп. 1 арх. № 64).
Обучение на курсах продолжалось 18 месяцев (с ноября 1962 года по май 1964 года). 32 человека успешно защитившие сценарии получили свидетельства об окончании курсов. О выпуске см. в папках: “Акт выпуска слушателей 11 набора” (оп.1 арх№ 88), “Приказы Госкино за 1964 г.” (пр. № 62 от 17.04.64) — оп.1 арх.№ 83.
10 слушателям курсов не успевшим по различным причинам закончить к моменту выпуска свои дипломные сценарии было разрешено представить их на рассмотрение совета до 1-го января 1966 года:
Афиджановой Ф.Н. /Киргизия/ — маст. Г.Н. Чухрая
Горенштейну Ф.Н. /Украина/ — маст. В.С. Розова и Л.И. Беловой
Громыко Н.И. /Москва/ — маст. Л.З. Трауберга
Варданяну Г.В. /Армения/ — маст. М.Ю. Блеймана
Леиньшу Л.В. /Латвийская ССР/ — маст. В.С. Розова и Л.И. Беловой
Маджидову К.М. /Узбекистан/ — маст. Е.И. Габриловича
Найману А.Г. /Ленинград/ — маст. Л.З. Трауберга
Силаеву Б.Д. /Украина/ — маст. В.С. Соловьева и Б.А. Метальникова
Яцкявичусу П.П. /Литва/ — маст. Л.З. Трауберга
Тихолову Н. /Болгария/ — маст. Е.И. Габриловича (защитил диплом 23.02.66 г. по уже вышедшему одноименному фильму).
Двоим вольнослушателям вовремя не сдавшим дипломные сценарии были выданы справки о том, что они прослушали цикл теоретических лекций и курс сценарного мастерства:
Беляковой А.М. /Москва/ — мастерская И.Г. Ольшанского
Жукову Д.А. /Москва/ — мастерская В.И. Соловьева и Б.А. Метальникова
По различным причинам творческого порядка в процессе занятий в разные сроки были отчислены слушатели:
Тогисбаев С. /Казахстан/ — маст. М.Ю. Блеймана
Шербунн С.П. /Москва/ — маст. Н.А. Коварского и К.Ф. Исаева
В архиве курсов сохранилось либретто Евгения Рейна “Яхта” в папке “Аннотации на дипломные сценарии слушателей второго набора 1962-1964 гг.” (оп.1 арх.№ 65). В этой папке хранятся первые варианты дипломных заявок всех слушателей курсов этого набора.
Краткую информацию о дипломных сценариях слушателей можно найти — оп.1 арх.№№ 88, 135. Список дипломных сценариев прилагается.
Следует отметить, что в 1964 году произошло историческое событие в жизни как Высших сценарных, так и Высших режиссерских курсов: они были реорганизованы в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (Приказ Председателя Госкино СССР и Оргкомитета СРК СССР № 245/150 от 6 августа 1964 года).
Личные дела слушателей этого набора хранятся в алфавитном порядке в описи 1л. Творческие работы в алфавитном порядке по фамилиям слушателей — в описи №1, начиная с № 176.
Часть лекций прочитанных в этом наборе застенографирована и хранится в оп.1 арх. №№ 66-73, 54-56.
СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
Высших сценарных курсов 1962 г.
Приказ Министерства культуры СССР от 14 июля 1962г. № 330
Баскаков В.Е. — председатель комиссии
Каплер А.Я. — зам. председателя
Арнштам Л.О. — Зам. председателя
Щеглов И.И. — ответственный секретарь
Члены комиссии:
- Арбузов А.Н.
- Соловьев В.И.
- Бондарев Ю.В.
- Блеман М.Ю.
- Бабин С.П.
- Бакуринский И.В.
- Белова Л.И.
- Варшавский Я.Л.
- Габрилович Е.И.
- Ежов В.И.
- Зусева Р.С.
- Коварский Н.А.
- Кулиджанов Л.А.
- Кокорева И.А.
- Магат Е.А.
- Маклярский М.Б.
- Каневич И.М.
- Мальцев Е.Ю.
- Нагорный С.Г.
- Ольшанский И.Г.
- Папава М.Г.
- Парамонова К.К.
- Погожева Л.П.
- Писаревский Д.С.
- Райзман Ю.Я.
- Рачук И.А.
- Салынский А.Д.
- Сазонов А.Н.
- Сегеди А.Д.
- Смирнова М.Н.
- Спешнев А.В.
- Трауберг Л.З.
- Фрейлих С.И.
- Храбровицкий Д.Я.
- Ханютин Ю.М.
- Шевкуненко Ю.А.
- Шейнин Л.Р.
- Мачерет А.В.
- Сурин В.Н.
СПИСОК СЛУШАТЕЛЕЙ
Высших сценарных курсов II набора (Приказ № 566 от 17 декаря 1962 г.)
- Авербах И.А.
- Адамович А.М.
- Афиджанов Г.
- Ахвледиани Э.С.
- Байджиев М.Т.
- Варданян Г.В.
- Говяда В.Д.
- Громыко Н.И.
- Григорьев В.Н.
- Драч И.Ф.
- Дубровский Э.Б.
- Захидов Ф.
- Зурабов А.А.
- Ибрагимбеков М.М.
- Иванова Ю.Л.
- Иовице В.И.
- Клепиков Ю.Н.
- Кравченко В.А.
- Кушнерович Р.А.
- Леиньш А.В.
- Минутко И.А.
- Михайлов В.В.
- Найман А.Г.
- Потепалов С.Г.
- Рзаев А.Р.
- Ромов А.С.
- Семенова Н.А.
- Силаев Б.Д.
- Старков И.Г.
- Тогисбаев С.
- Ходжаев М.
- Шенбрунн С.П.
ДИПЛОМНЫЕ СЦЕНАРИИ выпускников II набора
№№ |
Ф.И.О. слушателя |
Республика |
Руководитель мастерской |
Название дипломного сценария |
Сведения о производственной судьбе сценария |
1 |
Адамович А.М. |
Минск |
Г.Н. Чухрай, Н.А. Коварский |
“Война под крышами” |
Беларусьф-м, 67г реж. В. Туров |
2 |
Авербах И.А. |
Ленинград |
И.Г. Ольшанский |
“Ночь больших приключений” — диплом, “Кавалерист” |
|
3 |
Ахвледиани Э.С. |
Грузия |
В.С. Розов, Л.И. Белова |
“След” |
|
4 |
Байджиев М.Т. |
Киргизия |
М.Ю. Блейман |
“Тень” |
|
5 |
Василаки В.И. |
Молдавия |
Б.А. Метальников, В.И. Соловьев |
“Сказка про белого бычка” |
|
6 |
Говяда В.Д. |
Украина |
Л.З. Трауберг |
“Осенние свадьбы “Лишний хлеб” — диплом |
к/с Довженко, 68г реж. Б.Яшин к/с Довженко, 67г реж. В. Говяда |
7 |
Григорьев В.Н. |
Украина |
М.Ю. Блейман |
“Солнечный” |
|
8 |
Драч И.Ф. |
Украина |
Г.Н. Чухрай |
“Родник для жаждущих” |
к/с Довженко, 66г реж. Ю. Ильенко |
9 |
Дубровский Э.Б. |
Москва |
С.П. Антонов |
“Месторожденин” вышел под назван |
“В горах мое серд це”, Таджикф-м, реж.М.Арипов, 69 |
10 |
Захидов Ф. |
Узбекистан |
С.П. Антонов |
“Человек с шарами” — “Тринадцать дочерей”. |
вышел под назв. “Навстречу совести” Узбекф. реж. А. Хачатуров 66г. |
11 |
Зурабов А.А. |
Армения |
М.Ю. Блейман |
“Семь колец” |
|
12 |
Зейтунцян П.А. |
Армения |
В.С. Розов, Л.И. Белова |
“Февраль, март, апрель” |
|
13 |
Ибрагимбеков М. |
Азербайд. |
В.С. Розов, Л.И. Белова |
“Первый раунд” (“На светофоре желтый свет”) |
вышел под назв. “Последняя ночь детства”, 70г., Азербайджанф-м реж. А. Бабаев |
14 |
Иванова Ю.Л. |
Москва |
В.С. Розов, Л.И. Белова |
“Откройте-свои” |
|
15 |
Иовице В.И. |
Молдавия |
К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский |
“Фынтынар” |
|
16 |
Клепиков Ю.Н. |
Магадан |
Е.И. Габрилович |
“Год спокойного солнца” (“Асино счастье”) |
вышел под назв. “История Аси Клячкиной, которая любила но не вышла замуж”, 66г., Мосфильм, реж. А.Кончаловский |
17 |
Кравченко В.А. |
Москва |
С.П. Антонов |
“Женщины” |
|
18 |
Кушнерович Р.А. |
Москва |
К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский |
“Шесть строк для начальной школы |
|
19 |
Куксов В.К. |
|
К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский |
“Погоня за миражем” |
|
20 |
Минутко И.А. |
Тула |
Г.Н. Чухрай |
“Очень длинный день” |
|
21 |
Михайлов В.В. |
Грузия |
Е.И. Габрилович |
“Вершина” |
|
22 |
Потепалов С.Г. |
Ленинград |
Г.Н. Чухрай |
“Семейная хроника” |
|
23 |
Рзаев А.Р. |
Азербайд. |
И.Г. Ольшанский |
“Земля. Море. Огонь. Небо” |
Азербайджанф-м реж. Ш.Махмуд- беков, 67г. |
24 |
Розовский М.Г. |
Москва |
К.Ф. Исаев, Н.А. Коварский |
“Похождение агента “ЭС” |
|
25 |
Ромов А.С. |
Москва |
Е.И. Габрилович |
“Океан, до востребования” |
|
26 |
Семенова Н.А. |
Смоленск |
С.П. Антонов |
“Березовый сок” |
|
27 |
Старков И.Г. |
Украина |
Б.А. Метальников В.И. Соловьев |
“Потерять коня” |
|
28 |
Тихолов Н.Т. |
НРБ |
Е.И. Габрилович |
“Понедельник утром” |
Софийская к/с,66 реж. И.Акташева и Христо Писков |
29 |
Тодоров Т.М. |
НРБ |
И.Г. Ольшанский |
“Снежный человек” |
|
30 |
Ходжаев М. |
Таджик. |
К.Ф. Коварский, Н.А. Исаев |
“Дым без огня” |
вышел под назв. “Под пеплом огонь”, 67г., Таджикфильм, реж. А.Рахимов |
31 |
Черненко А.Ф. |
|
С.П. Антонов |
“Каждый себе капитан” |
|
32 |
Чернявский Г.И. |
|
Б.А. Метальников В.И. Соловьев |
“Пейте радугу” |
вышел под назв. “Формула радуги” Одесская к/с, 67г, реж.Г.Юнгвальд- Хилькевич |
33 |
Чичинадзе А.В. |
|
Б.А. Метальников В.И. Соловьев |
“Знакомые лица” |
вышел под назв. “Листопад”, 67г., Грузияфильм, реж. О.Иоселиани |