Первый набор на режиссерское отделение был проведен в 1963 году.
Приемную комиссию возглавил кинорежиссер И. Пырьев, его заместители: С. Юткевич, Л. Трауберг, Л. Кулиджанов. В отборе кандидатов участвовали практически все известные московские кинорежиссеры. Это говорит о том, что идея курсов встретила горячий отклик в среде кинематографистов, курсам хотели помочь и помогали, они были близки кинопроизводству. 300 кандидатов подали на предварительный конкурс следующие работы:
- Отражение образа В.И. Ленина и его идей в советском киноискусстве.
- Очерк о творчестве крупного кинорежиссера.
- Режиссерская разработка известного литературного произведения /или фрагмента/.
- Репортаж о значительном событии, свидетелем которого был автор.
- Случай из жизни.
Первый тур конкурса был анонимным, работы подавались под девизами /А. Аскольдов — “Стремительный”, К. Геворкян — “Лазер”, М. Осепьян — “Фауст”, и т.д./ Среди рецензентов: А. Роом, М. Ромм, Р. Симонов, Б. Барнет. Эти рецензии сохранились в личных делах слушателей. На каждого кандидата было по одному рецензенту.
На второй тур — собеседование — было вызвано 48 человек. Приняли 30. Из Москвы, Ленинграда, России и союзных республик /Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения/. В то время республики особенно нуждались в постановщиках, т.к. планы производства фильмов увеличивались, а квалифицированных кадров не было. Курсы были необходимы.
Срок обучения на курсах был минимальным — 2 года. Из них теоретическое обучение — 1 год. Летом слушатели проходили 2-х месячную производственную практику на киностудиях в съемочных группах в качестве ассистентов режиссеров.
Программа обучения была очень насыщенной. Каждую неделю проводились встречи со всеми наиболее интересными деятелями искусства, науки, советскими и зарубежными кинематографистами. Профессиональные предметы читали известные режиссеры — М. Ромм, С. Юткевич. “Работу с актером” вели Ю. Райзман и А. Мачерет, “Операторское мастерство” — А. Головня. С самого первого набора на курсах читал А. Тарковский. Слушателям преподавали английский, французский и русский язык. Художественным руководителем отделения был Л.З. Трауберг, известный режиссер и теоретик кино, человек энциклопедических знаний. Он также читал курс “Литература и кинематограф”.
Вообще, система обучения на курсах была задумана в каком-то смысле как “элитарная”, (впоследствии в обиходе курсы стали именоваться “лицеем”). С небольшим количеством слушателей на курсах занималась целая плеяда самых крупных, самых ярких мастеров кино. Слушатели, со своей стороны, тоже были подготовлены к учебе. Все имели высшее образование, все знали кинопроизводство /т.к. пришли с него/, являлись в основном уже сложившимися творческими личностями. Кроме того, они были “желанны” для киностудий, их ждали, они сразу готовились к серьезной работе. Все это способствовало созданию совершенно особой, уникальной атмосферы курсов — творческой свободы и высокого профессионализма.
На втором году обучения продолжались занятия по “Работе с актером” /всего было 2 задания на площадке; в первом слушатели играли сами, для второго брали профессиональных актеров/ и велась подготовка дипломных сценариев. Первоначально диплом планировался как постановочный проект полнометражного фильма, но потом было решено, что в качестве диплома слушатели снимают короткометражный /2 части/ фильм. Курсовых работ не было, поэтому диплом должен был стать первой съемочной работой. И тем не менее, многие слушатели получили от киностудий предложения поставить полнометражные картины. Совет курсов дал свое согласие.
Ю. Райзман говорил на заседании Совета: “Это будет редчайшим случаем, если вдруг человек, прослушав курс 1,5 года, вдруг сможет сделать картину, да еще и полнометражную, да еще и хорошо. Мы не верим чудесам, но будем стараться способствовать им.” И чудо произошло. Дипломные фильмы этого набора оставили наиболее яркий след в истории курсов, открыли ряд новых имен в нашем кино. “В огне брода нет” Г. Панфилова, “небо нашего детства” Т. Океева, “3 дня Виктора Чернышова” М. Осепьяна, “Комиссар” А. Аскольдова и др. Всего 9 полнометражных фильмов. Остальные слушатели защитились короткометражными.
Конечно, жизнь курсов не была в этот период безоблачной. Многие помогали, но были и недоброжелатели. Жесткое давление осуществлял комитет по кинематографии, требовал строгого контроля за дипломами. Курсы наряду с киностудиями утвердили практически все этапы работы над фильмами. В качестве учебы это было полезно, но с курсов спрашивали за все неудачи, за все обнаруженные в фильмах идейные просчеты. Курсам дорого обошлись и первая неудача Юнгвальда-Хилькевича, и “Вий” и “Комиссар”. Было подготовлено специальное Постановление Госкино СССР о курсах, шел разговор о их закрытии. Л.З. Трауберг писал в кинокомитет: “Что за непонятная злость против отделения, которое при небольшом штате и затратах из 27 принятых режиссеров наверняка даст национальным студиям больше десятка молодых постановщиков.
Если дело во мне, в плохом руководстве, то снимать надо меня, а не прогрессивную идею курсов… Решительно не пойму, почему благую идею приема именно вместе режиссеров и сценаристов надо убивать…
Простите, что резок. Я ведь почти два года молчал и только работал и выслушивал попреки.”
Наряду с этим, кинокомитет все же много помогал курсам, поддерживал их, если они вступали с киностудиями в конфликт по творческим вопросам, касающимся дипломов. И, несмотря на регулярные отчеты в идейной благонадежности, на курсах создавались произведения чуждого официальному — свободного духа. Сказывалась атмосфера, которая царила на них. Курсы ругали, фильмы клали “на полку”. Но дух жил. И курсы продолжали оставаться маленьким “островом свободы” в нашем кино. За это все слушатели и преподаватели платили им огромной, горячей любовью. Архив сумел сохранить какие-то следы этой атмосферы — отчасти в письмах слушателей своим педагогам.
Вообще же, этот первый набор явился тем прочным фундаментом, на котором впоследствии было возведено все здание курсов. Дальнейшая их история — это развитие тех принципов обучения, которые были заложены здесь.
В первых наборах личные дела и творческие работы слушателей, как правило, хранятся в одной папке. В ней содержатся:
- Личные документы /личный листок по учету кадров, заявление о приеме на курсы,
автобиография, копия диплома о высшем образовании/.
- Характеристика-рекомендация.
- Вступительные работы и рецензия на них.
- Отчет о практике.
- Переписка с Госкино и киностудиями о дипломных фильмах.
- Учебная карточка с указанием выполненных на курсах работ.
- Протокол обсуждения сценария для диплома.
Сценарии дипломов хранятся только у тех слушателей, на которых заведены отдельные папки творческих работ.
Списки педагогов этого набора находятся в описи № 1 арх.№№ 77, 111, 461.
Списки приемной комиссии, педагогов по основным спец.дисциплинам и деятелей искусства и кино, с которыми проводились встречи, прилагаются.
Учебные планы — оп.№ 1, арх.№№ 77, 458, 460.
Стенограмма обсуждения итогов обучения по каждому слушателю персонально — оп.№ 1 арх.№ 462.
Протоколы и стенограммы защиты дипломов указаны ниже.
Справка о работе отделения — оп.№ 1, арх.№№ 111, 461.
Приемная комиссия — оп.№ 1, арх.№ 87.
№№ |
Ф. И. О. |
№ описи, где хранится личное дело и творч. работы |
№ описи и дела с протоколом защ. диплома |
Дипломный фильм |
1 |
Аскольдов А.Я. |
1л №197 |
— |
“Комиссар” п/м, к/с им.Горького |
2 |
Браун У.В. |
1л №203 |
1 №476 |
“235 млн. лиц” п/м док. Рижская к/с |
3 |
Водэ Г.Д. |
1л №210 |
— |
“Шлагбаум” 2ч., Молдова-фильм |
4 |
Габескирия Г.Ш. |
1л №211 |
— |
“Первая дорога” 2ч., Грузия-фильм |
5 |
Геворкян К.С. |
1л №212 |
1 №476 |
“Капа” 2ч. |
6 |
Геокленов А.С. |
1л №214, (№496) |
— |
— |
7 |
Гутьерес Р.А. |
1л №220 |
— |
— |
8 |
Ершов К.В. |
1л №230 |
1 №471 |
“Вий” п/м, Мосфильм совм. с Кропачевым |
9 |
Каневский А.И. |
1л №235, 1 №499 |
1 №489 |
“Миндальный цвет” “Рисует Игорь Сокол” док. |
10 |
Кропачев Г.Б. |
1л №244 |
1 №471 |
“Вий” п/м, Мосфильм совм. с Ершовым |
11 |
Ковалевская И.А. |
1л №238 |
— |
“Автомат” 1ч., Союзмультфильм |
12 |
Ливанов В.Б. |
1л №250 |
1 №469,470 |
“Самый, самый, самый” 2ч Союзмультфильм |
13 |
Кренберг И.А. |
1л №243, 1 №503 |
— |
“В предрассветной дымке” 4ч., Рижская к/с |
14 |
Мартынюк Л.В. |
1л №260, 1 №506 |
— |
“Западня” 3ч., Беларусьфильм |
15 |
Македонский В.Г. |
1л. №255 |
— |
“У моря, где мы играли” к/м |
16 |
Мартиросян Э.А. |
1л №258 |
— |
“Из времен года” 2ч., Арменфильм |
17 |
Николаев И.И. |
1л №271 |
1 №471 |
“Баллада о винтовке” 2ч. |
18 |
Океев Т. |
1л №274, 1 №№ (509,510) |
— |
“Небо нашего детства” п/м, Киргизфильм |
19 |
Осепьян М.Д. |
1л №276 |
1 №476 |
“3 дня Виктора Чернышова” п/м |
20 |
Петров Ю.А. |
1л №282 |
— |
“Одесские каникулы” п/м, Одесская к/с |
21 |
Панфилов Г.А. |
(№278) |
— |
“В огне брода нет” п/м, Мосфильм |
22 |
Рашеев Н.Г. |
(№290) |
— |
“Туман” 3ч., Молдова-фильм |
23 |
Решетников Ю.В. |
1л №291 |
1 №469,470 |
“Лунные ночи” п/м, Мосфильм |
24 |
Рогов Ю.А. |
1л №292 |
1 №471 |
“Письмо” к/м, Мосфильм |
25 |
Руд-Герцовский И.И. |
1л №293 |
— |
“Колодец” 2ч., Литовская к/с |
26 |
Сауль Я.В. |
— |
— |
— |
27 |
Тягно Ю.Б. |
— |
— |
— |
28 |
Ходжаев Ф. |
1л №316, 1 №521 |
1 №95 |
“5 минут о счастье” 1ч., док., Узбекфильм |
29 |
Черченко А.П. |
1л №320 |
— |
не защитился |
30 |
Юнгвальд-Хилькевич Г.Э. |
1л №326 |
1 №467 |
“Формула радуги” п/м, Одесская к/с |
Зачисление: Приказ Госкино № 7 от 13.01.64г., начало занятий — 24 января 1964 г.,
окончание занятий — 1 мая 1965 г., (Приказ об отчислении № 2 от 04.01.66)
С О С Т А В
конкурсной комиссии по отбору слушателей Высших курсов кинорежиссеров
- Пырьев И.Л. Режиссер Союз работников кинематографии СССР Председатель комиссии
- Юткевич С.И. Режиссер Союз работников кинематографии СССР Зам.председателя комиссии
- Трауберг Л.З. Курсы режиссеров — режиссер, художественный руководитель. Зам.председателя комиссии
- Кулиджанов Л.А. Режиссер Зам.председателя комиссии
- Яковлева Т.В. Отдел кадров и учебных заведений Госкомитета Ответственный секретарь комиссии
- Тарасова В.И. Отдел кадров и учебных заведений Госкомитета Член комиссии
- Разумовский В.В. Главное управление художественных фильмов Член комиссии
- Герасимов С.А. Режиссер Член комиссии
- Чухрай Г.Н. Режиссер Член комиссии
- Таланкин И.В. Режиссер Член комиссии
- Ростоцкий С.И. Режиссер Член комиссии
- Семенов Р.А. киностудия “Мосфильм” Член комиссии
- Марьямов Г.Б. Союз работников кинематографии СССР Член комиссии
- Новогрудский А.Е. Критик Член комиссии
- Храбровицкий Д.Я. Кинодраматург Член комиссии
- Богданов М.Л. Художник Член комиссии
- Мачерет А.В. Редактор Член комиссии
СПИСОК ПЕДАГОГОВ
отделения режиссеров-постановщиков художественного фильма
- Ромм М.И. — Режиссерский замысел
- Юткевич С.И. — Режиссура
- Райзман Ю.А. и Мачерет А.В.- Мастерство актера
- Трауберг Л.З. — Литература и кинематограф
- Зоркая Н.М. — История советского кино
- Колодяжная В.С. — История зарубежного кино
- Головня А.Д. — Операторское мастерство
- Вайсфельд И.В. — Кинодраматургия
- Лихачева Т.С. — Монтаж
- Харон Я.Е. — Музыкально-звуковое оформление фильма
- Вейцман Е.М. — Марксистско-ленинская философия
- Марьямов Г.Б. — Организация производства
- Высоцкий М.З. — Новое в кинотехнике
- Немечек Б.К. — Работа с художником
- Лобачева Л.В. — Английский язык
- Николаев О.П. — Французский язык
- Андреева В.А. — Русский язык
- Донской М.С.
- Высоцкий М.З.
- Немечек Б.К.
Встречи с деятелями кинематографа, литературы и искусств
- Алов А., Наумов В.
- Антонов С.П.
- Белокуров В.В.
- Блейман М.Ю.
- Бондарчук С.Ф., Соловьев В.И.
- Громова А.Г.
- Данин Д.С.
- Данелия Н.Г.
- Донской М.С.
- Жаров М.И.
- Караганов А.В.
- Кузнецов М.М.
- Кулиджанов Л.А.
- Клод Отан Лара
- Разумовский В.В.
- Розов В.С.
- Рязанов Э.А.
- Столпер А.Б.
- Сурин В.Н.
- Таланкин И.В.
- Тарковский А.А.
- Таривердиев М.Л.
- Французские кинематографисты: Жак Деми, Анесс Варда, Крис Марке
- Формэн Карл (2 встречи, Англия)
- Хуциев М.М.
- Чухрай Г.Н.
- Чирков Б.П.
- Шкловский В.Б.
- Эрмлер Ф.М.
- Японские кинематографисты
- Зархи А.Г.
- Румынские кинематографисты
Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии устанавливает следующий порядок контроля за работой над дипломными фильмами:
- Руководство Высших курсов назначает на каждую работу выпускников художественного руководителя фильма из числа опытных режиссеров-постановщиков.
- Запуск дипломных фильмов в производство может иметь место только при условии утверждения литературного и режиссерского сценария руководством Высших курсов с письменными заключениями.
- Киностудии совместно с Высшими курсами, прежде чем начинать съемку фильмов, должны тщательно проанализировать проведение дипломантами подготовительного периода, актерских проб будущего фильма и дать в письменном виде оценку проделанной работы.
- По мере съемок Высшие курсы совместно с художественным советом соответствующей студии систематически просматривают отснятый материал.
- Приемка дипломных фильмов осуществляется киностудиями совместно с Высшими курсами сценаристов и режиссеров. Рассмотрение фильмов в Государственном комитете Совета Министров СССР по кинематографии и решение о выпуске их на союзный экран будет производиться при условии двустороннего заключения договора — со стороны Высших курсов и Государственного комитета по кинематографии соответствующей республики.
В.Баскаков