В 1976 году на режиссерское отделение был вновь проведен набор режиссеров-постановщиков художественного фильма. Набор проводился в мастерские общего профиля, музыкального, научно-фантастического и приключенческого фильма. 1 тур конкурса проходил в республиках, затем письменные творческие работы с характеристиками-рекомендациями на абитуриентов от Госкино республики, Союза кинематографистов и киностудии направлялись в Центральную приемную комиссию на курсы /пройдя мандатную комиссию в Госкино СССР/. На конкурс подавались работы: режиссерская разработка литературного фрагмента /10-15 стр./, рецензия на фильм /7-10 стр./, рассказ о ярком эпизоде из собственной жизни, дополнительные материалы.
Экзамены проводились на курсах:
- письменная работа на заданную тему в соответствии с профилем мастерской /этюды на наблюдение, разработка ситуации/;
- коллоквиум — сначала по мастерским, затем общий для всех.
К экзаменам было допущено 80 человек. Все абитуриенты сдавали все экзамены независимо от оценок. В общей сложности было зачислено 37 человек, 32 — на имеющиеся места по разнарядке для республик, 5 — за счет самих республик.
Занятия начались 1 января 1977 года. Председателем Совета был С. Ростоцкий. Но ввиду его занятости, его заменяли Г. Панфилов и В. Жалакявичус. Занятия в творческих мастерских велись по индивидуальным планам. Так, в мастерской Лотяну ставились сценические этюды и была проведена съемка к/м фильмов, Г. Панфилов проводил работу на площадке индивидуально с каждым слушателем. В. Жалакявичус занимался драматургией, Швейцер — этюдами на воображение и т.д. М. Швейцер затем отказался от руководства мастерской, и его заменил Н.С. Михалков. Курс “Кинорежиссуры” был разделен на циклы лекций по темам учебной программы, приглашались ведущие режиссеры и киноведы: “Творческое наследие Эйзенштейна” читал Н. Клейман, “Атмосферу фильма” А. Кончаловский, “Литературный и экранный образ” — А. Тарковский, “Режиссерский сценарий” — Л. Трауберг. Обучение по курсу “Работа с актером” было индивидуализировано в зависимости от степени подготовленности слушателей, но все без исключения в течение 2-х лет ставили работы на сценической площадке — вначале собственными актерскими силами, а затем — с привлечением профессиональных актеров. Курсы впервые предоставили слушателям возможность поработать с профессиональными актерами, это была новая ступень в обучении. Занятия на площадке вели преимущественно мастера и В.Я. Мотыль.
В мастерских слушатели подготовили первые курсовые работы — фильм на бумаге. Это была режиссерская разработка литературного отрывка с экспликацией и раскадровкой. Каждая работа сопровождалась демонстрацией сценического отрывка с участием профессиональных актеров. Защита курсовых работ и теоретический экзамен по “Кинорежиссуре” был проведен в конце 1977 г. На этом основании была проведена аттестация слушателей, мастера дали им краткие письменные характеристики /оп.№ 4 дело № 224/.
Летом 1977 г. слушатели прошли 45-дневную производственную практику на киностудиях по индивидуальным графикам в группах В. Жалакявичуса, Э. Лотяну, А. Тарковского, А. Кончаловского, И. Авербаха, М. Швейцера, А. Эфроса и др. По итогам практики были представлены письменные отчеты.
В Ленинграде автономно работала мастерская И. Хейфица. Наряду с теоретическими занятиями в мастерской слушатели ставили отрывки на сценической площадке и сняли 3-х минутные комедийные сюжеты как итог первого полугодия. В качестве первых курсовых работ вместо фильмов “на бумаге” они сняли короткометражки по заказу “Госстраха”.
Во втором году обучения слушатели сдали еще один экзамен по “Кинорежиссуре”, экзамены по “Операторскому мастерству” и “Работе с актером”. В мастерских велась подготовка заявок и сценариев съемочных курсовых работ и дипломных сценариев. По курсу “Монтаж” выполнялись письменные работы. Объем курсовых фильмов планировался 100 метров, выполнение — на киностудиях, направивших слушателей на учебу. Сценарии утверждал Совет. Принимались курсовые фильмы в сентябре-декабре 1978 г. В это же время начали утверждаться сценарии для дипломов.
Практически все курсовые фильмы оказались большего объема. Большинство из них были серьезными, с точным художественным решением, продуманным замыслом, жанровой определенностью, т.е. были сделаны одаренными людьми, сумевшими многое взять от обучения. Курсовые и дипломные фильмы этого набора вошли в “золотой фонд” фильмотеки курсов, получили большое число фестивальных наград /у нас в стране и за рубежом/. Это “Адонис-Х1У” Б. Садыкова, “Соло” К. Лопушанского, “Нескладуха” С. Овчарова, “Встреча” А. Итыгилова, “Виновник” А. Криевса, “Полустанок” А. Сукута, “Письмо к Джулии” Р. Таммэта, “8-й день творения” С. Бабаяна. Все эти работы отличает глубина и независимость мысли, это отражение творческого духа свободы, царившего на курсах.
Большинство выпускников этого набора активно работали в кино всех союзных республик, составили ядро нового поколения национальных кинематографий. Из них же практически родилась ленинградская “новая волна”.
Документы, хранящиеся в личных делах:
- личные документы /заявление, личный листок, творческая карточка, копия диплома, автобиография/;
- приказ о зачислении, характеристики;
- переписка о выполнении курсовой работы /фильма/;
- экзаменационный лист;
- направление на выполнение дипломного фильма;
- переписка о производстве дипломного фильма;
- приказ о тарификации.
Документы, хранящиеся в папке творческих работ:
- вступительные работы:
- режиссерская экспликация,
- раскадровка,
- режиссерская разработка литературного фрагмента,
- рецензия,
- эпизод из жизни.
- отзывы на вступительные работы:
- этюд “Характер”
- отчет о практике
- курсовая работа: режиссерская разработка литературного фрагмента и экспликация или литературный сценарий /у мастерской Хейфица/
- литературный и режиссерский сценарий курсового фильма
- литературный, режиссерский сценарий и экспликация диплома.
Документы по учебному процессу:
Учебные планы и программы — оп.4 №№ 216, 218, 220, 221, 223
Справки — оп.4 №№ 10, 17, 22
Документы приемной комиссии — оп.4 № 217
Списки слушателей — оп.4 № 219
Протоколы Совета — оп.4 № 222, 224
Отзывы на дипломные сценарии — оп.4 № 237
Список дипломных фильмов — оп.4 № 225
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО МАСТЕРСКИМ
1977 год: 1978 год:
Мастерская приключенческого фильма Жалакявичус В.П.
Будрайтис Ю.С.
Пакулис И.М.
Фусу Д.В.
Карагулов Б.Н. перешел в маст. А. Митты
Неуланд О.Ф. перешел в маст. Г. Панфилова
Таммэт Р.Е.
Зелиньский И.
Вайткус И.Ю.
Мастерская музыкального фильма Э.В. Лотяну
Ахмедов Б.Г.
Вайткус И.Ю. перешел в маст. В. Жалакявичуса
Гаспарянц Р.С.
Дмитриев В.Д.
Лопушанский К.С.
Садыков Б.К.
Мастерская общего профиля А.Н. Митта
Гусаров Н.Н.
Ватаев Б.З.
Колос В.Г.
Николаенко Г.М.
Пикс Р.С.
Сапаров У.
Сорокин В.А.
Тажбаев А.Н.
Карагулов Б.Н.
Мастерская общего профиля Г.А. Панфилов
Итыгилов А.А.
Кавалджиев И.В.
Криевс А.
Лаптев В.К. перешел в маст. Н. Михалкова
Овчаров С.М.
Фаттахутдинов П.М.
Мастерская общего профиля И.Е. Хейфиц
Лебедев А.Е.
Светозаров Д.И.
Ставров Е.Н.
Мастерская научно-фантастического фильма М.А. Швейцер — Н.С. Михалков
Бабаян С.Г.
Дудин В.А.
Ставров Е.Н. перешел в маст. И. Хейфица
Сукутс А.Л.
Чимидов К.У.
Лаптев В.К.
№№ |
Ф.И.О. слушателя |
Место хр. лич. дел |
Место хр. тв.работ |
Приказ о зачислении |
Приказ о выпуске |
Протокол защиты |
Приказ о тарификац. |
1 |
Ахмедов Б.Г. |
оп.5 №55 |
оп.4 №250 |
09.12.76 №528 |
отчислен |
оп.4 №233 |
31.03.80 №102к |
2 |
Бабаян С.Г. |
№56 |
№251 |
29.11.76 №507 |
12.01.79 №7 |
№233 |
22.02.80 №65к |
3 |
Гаспарянц Р.Г. |
№61 |
№255,6,7 |
09.12.76 №528 |
-”- |
№227, 233 |
31.03.80 №102к |
4 |
Гусаров Н.Н. |
№62 |
№258 |
29.11.76 №507 |
-”- |
№227 |
13.07.79 №278 |
5 |
Дмитриев Э.Д. |
№64 |
№260 |
09.12.76 №528 |
-”- |
№227 |
12.12.79 №515к |
6 |
Дудин В.А. |
№65 |
№261 |
29.11.76 №507 |
-”- |
№233 |
12.02.80 №53к |
7 |
Итыгилов А.А. |
№67 |
№263 |
-”- |
-”- |
№227 |
13.07.79 №278 |
8 |
Кавалджиев И. |
№68 |
№264 |
-”- |
-”- |
№227 |
12.12.79 №515к |
9 |
Карагулов Б.К. |
№69 |
№265 |
-”- |
-”- |
№236 |
21.11.81 №426к |
10 |
Колос В.Г. |
№70 |
№266 |
-”- |
-”- |
№233 |
08.09.80 №340к |
11 |
Криевс А.К. |
№71 |
№267 |
-”- |
-”- |
№227 |
13.07.79 №278 |
12 |
Лаптев В.К. |
№72 |
№268 |
-”- |
-”- |
№233 |
12.02. №53к |
13 |
Лебедев А.Е. |
№73 |
№269 |
-”- |
-”- |
№227 |
20.11.79 №484 |
14 |
Лопушанский К.С. |
№74 |
№270 |
-”- |
-”- |
№233 |
26.05.80 №180к |
15 |
Неуланд О.Ф. |
№75 |
№271 |
-”- |
-”- |
№233 |
24.07.80 №266к |
16 |
Николаенко Г.М. |
— |
№271-а |
-”- |
-”- |
№227 |
02.01.80 №1к |
17 |
Овчаров С.М. |
№76 |
№272 |
-”- |
-”- |
№227 |
12.12.79 №515к |
18 |
Пик Р.И. |
№78 |
№274,5 |
-”- |
-”- |
№227 |
20.07.79 №290к |
19 |
Садыков Б.К. |
№79 |
№276 |
-”- |
-”- |
№233 |
26.05.80 №180к |
20 |
Сапаров У. |
№80 |
№277 |
-”- |
-”- |
№233 |
21.11.80 №417к |
21 |
Светозаров Д. И. |
№81 |
№278 |
-”- |
-”- |
№233 |
22.02.80 №65к |
22 |
Сорокин В.А. |
№82 |
№279 |
-”- |
-”- |
№227 |
02.01.80 №1к |
23 |
Ставров Е.Н. |
№83 |
№280 |
-”- |
-”- |
№233 |
27.10.80 №38к |
24 |
Сукут А.Л. |
№84 |
№281 |
09.12.76 №528 |
-”- |
№227, оп.6 №240 |
06.09.85 №431к |
25 |
Тажбаев А.И. |
№85 |
№282 |
29.11.76 №507 |
-”- |
оп.4 №227 |
13.07.79 №278 |
26 |
Таммэт Р.Э. |
№86 |
№283 |
-”- |
-”- |
№227 |
20.11.79 №484к |
27 |
Фаттахутдинов П. |
№87 |
№284 |
-”- |
-”- |
№227 |
02.01.80 №1к |
28 |
Фусу Д.В. |
№88 |
№286 |
-”- |
-”- |
№236 |
08.10.81 №367к |
29 |
Чимидов К. |
№89 |
№285 |
-”- |
отчислен 12.01.79 №7 восстан. |
№240 |
15.02.83 №64к |
30 |
Вайкус И.Ю. |
№59 |
№253 |
-”- |
-”- |
оп.6 №256 |
10.08.88 №604к |
31 |
Ватаев Б.З. |
№60 |
№254 |
-”- |
отчислен 12.01.79 №7 |
— |
— |
32 |
Даль О.И. |
№63 |
№259 |
-”- |
отчислен 16.02.77 №47 |
— |
— |
33 |
Зелиньский И. |
№66 |
№262 |
02.11.77 №455 |
-”- |
не защит. |
— |
34 |
Пакулис И.М. |
№77 |
№273 |
29.11.76 №507 |
-”- |
не защит. |
— |
35 |
Будрайтис Ю.С. |
оп.5 №57 |
— |
-”- |
-”- |
не защит. |
— |
36 |
Бегзийн Б. |
оп.5 №58 |
— |
06.07.77 №273 |
отчислен 16.01.78 №19 |
— |
— |
37 |
Микулин А. (вольнослуш.) |
|
|
|
|
оп.6 №256 |
21.07.89 №437к |
СПИСОК КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ ФИЛЬМОВ
слушателей режиссерского отделения набора 1976-78 гг.
№№ |
Ф.И.О. слушателя |
Курсовой фильм |
Дипломный фильм |
1 |
Ахмедов Б.Г. |
“Прощание” 1ч., Узбек ТВ ф-м |
“Эшмат-добрый ангел” Узбектелефильм |
2 |
Бабаян С.Г. |
“Нейтральная ситуация” 3ч., Арменф-м |
“Восьмой день творения” Арменф-м |
3 |
Будрайтис Ю.С. |
“Отражение” 1ч., Литовская к/с |
— |
4 |
Бегзийн Б. |
— |
— |
5 |
Вайткус М.Ю. |
“Аб-итус”(отъезд) 2ч., Лит. к/с |
— |
6 |
Ватаев Б.З. |
“Изгой” 1ч., “Встреча проездом” 4ч., Сев-осет. ТВ (неудовл.) |
— |
7 |
Гаспарянц Р.Г. |
“Переход” 2ч., Сев-осет. ТВ |
“По следам Карабаира” Сев-осет. ТВ |
8 |
Гусаров Н.Н. |
“Служба ликвидации” 1ч., Свердл. к/с |
“Скоморохи” свердл. к/с |
9 |
Даль О.И. |
— |
— |
10 |
Дмитриев Э.Д. |
“Забор с голубым низом“ 1ч., Укр.ТВф-м |
“Кто ходит по бревну” Укртелеф-м |
11 |
Дудин В.А. |
“Яблони цветут в мае” 1ч., Беларусьф-м |
“Первой по росе прошла кра- савица” Беларусьф-м |
12 |
Зелиньский И. |
“oczriwanie” 2ч. |
— |
13 |
Итыгилов А.А. |
“Встреча” к/с Довженко |
|
14 |
Кавалджиев И. |
“Новенький” 1ч., к/с Горького |
“Дом окнами в поле” ЭМТО |
15 |
Карагулов Б.Г. |
“Квартет” 1ч., Киргизф-м |
“Иноходец” Киргизф-м |
16 |
Колос В.Г. |
“Молодой дубок” Беларусьф-м |
|
17 |
Криевс А.К. |
“Красноватый вечерок” 2ч., Рижская к/с |
“Виновник” Рижская к/с |
18 |
Лаптев В.К. |
“О, Лаура, пощади мое нежное сердце…” 1ч., Свердл. к/с |
“Вещь чистого золота” Свердл. к/с |
19 |
Лебедев А.Е. |
“Шахматная партия” 1ч., Ленф. |
“Личное свидание” Ленф-м |
20 |
Лопушанский К.С. |
“Слезы в ветренную погоду” 3ч., Ленф-м |
“Соло” Ленф-м |
21 |
Микулин А. |
“Разговор” 1ч., Мосф-м |
“Весельчак” Мосф-м |
22 |
Неуланд О.Ф. |
— |
“Гнездо на ветру” Таллинф-м |
23 |
Николаенко Г.М. |
“Лошади” 2ч., Мосф-м |
“Тут, недалеко” к/с Горького |
24 |
Овчаров С.М. |
“Шоссе” 0,5ч., Ленф-м |
“Нескладуха” Ленф-м |
25 |
Пакулис И.М. |
“Утрата” 1ч., Ленф-м |
— |
26 |
Пик Р.И. |
“Человеку нужна собака” Риж. |
“Удар” Рижская к/с |
27 |
Садыков Б.К. |
“Адонис-Х1У” 1ч., Таджикф-м |
“Глиняные птицы” Таджикф-м |
28 |
Сапаров У. |
“Дыня” 1ч., Туркменф-м |
“Верблюжонок” Туркменф-м |
29 |
Светозаров Д.И. |
“Этюд” 1ч.,”Па-де-де” Ленф. |
“Очки от солнца” Ленф-м |
30 |
Сорокин В.А. |
“Встреча” 1ч., Ленф-м, “Удобно в пути” |
“Пристань” Ленф-м |
31 |
Ставров Е.Н. |
“Репортаж” 1ч., Ленф-м, “Акция” |
“Куст сирени” Ленф-м |
32 |
Сукут А.Л. |
“Полустанок” 2ч., РигаТВф-м |
“Паспорт” Рига ТВ ф-м |
33 |
Тажбаев А.И. |
“Два дервиша” 1ч., Казахф-м |
“Начальник охраны” Казахф-м |
34 |
Таммэт Р.Э. |
“Письмо к Джулии” 1ч., Таллин. |
“Соло” Таллинф-м |
35 |
Фаттахутдинов П.М |
“Постоянно” 1ч., Свердл. к/с |
“Приближение” Свердл. к/с |
36 |
Фусу Д.В. |
“Эхо” 2ч., Молдоваф-м |
“Шоссе” Молдоваф-м |
37 |
Чимидов К. |
“Прошлым летом” 1ч., Свердл. |
“Приезд” 3ч., Свердл. к/с, 82г. |
СОСТАВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
по набору 1976 г.
- Барабаш Э.П.
- Бренч А.А.
- Бритиков Г.И.
- Гуськов В.В.
- Жалакявичус В.П.
- Кокорева И.А.
- Котов Е.С.
- Лотяну Э.В.
- Лихачева Т.С.
- Маликова В.П.
- Марчукова М.Г.
- Митта А.Н.
- Микоша Д.С.
- Нифонтов Г.И.
- Панфилов Г.А.
- Суменова В.И.
- Сучков Б.И.
- Рошаль Г.Л.
- Скворцов С.К.
- Ташков Е.И.
- Хейфиц И.Е.
- Шамшиев Б.Т.
- Швейцер М.А.
СОСТАВ СОВЕТА
отделения кинорежиссеров-постановщиков художественного фильма 1977-78 гг.
Ростоцкий С.И. — председатель Совета
Панфилов Г.А. — заместитель председателя
Жалакявичус В.П. — заместитель председателя
Суменова В.И. — ответственный секретарь
Члены Совета:
- Виноградов О.А.
- Митта А.Н.
- Губенко Н.Н.
- Михалков Н.С.
- Гуськов В.В.
- Рерберг Г.И.
- Казарян Р.А.
- Скворцов С.К.
- Кокорева И.А.
- Трауберг Л.З.
- Лотяну Э.В.
- Швейцер М.А.
- Лобачевская П.
- Шепитько Л.Е.
- Лихачева Т.С.
- Хейфиц И.Е.
- Маликова В.П.
СПИСОК ПЕДАГОГОВ
режиссерского отделения 1977-1978 гг.
Кинорежиссура:
- Габрилович Е.И.
- Трауберг Л.З.
- Чухрай Г.Н.
- Михалков-Кончаловский А.С.
- Тарковский А.А.
- Авербах И.A.
- Жебрюнас В.П.
- Нарлиев Х.
- Гогоберидзе Л.
- Шенгелая Э.Н.
- Скворцов С.К.
- Михалков Н.С.
- Губенко Н.Н.
- Иоселиани О.Д.
- Вайсфельд И.В.
Современный советский и зарубежный фильм:
Работа с актером:
Операторское мастерство:
- Рерберг Г.И.
- Темерин А.
- Айзенберг Г.Д.
- Антипенко А.
Монтаж:
Звуковое решение фильма:
Организация кинопроизводства:
- Литвак М.А.
- Панюшкин А.М.
Телевидение:
Работа с художником:
Работа с композитором:
- Дога Е.
- Геворкян А.
- Волков В.