12 июля 2024 года в зале Музея Гулага впервые состоялся показ программы фильмов слушателей мастерской документального кино под руководством режиссёров С.Н.Быченко и Д.Г.Завильгельского Высших курсов сценаристов и режиссёров им.Г.Н.Данелии.
Программа состояла из учебных и курсовых фильмов на разные темы, но в каждом из них главное внимание было обращено на человека в современном мире, на особенности характеров и интересов героев. После показа состоялось оживлённое обсуждение. Зрители отметили любовь авторов к своим героям. Практически все выступающие говорили о необходимости и важности такого взгляда на жизнь молодых начинающих кинематографистов. Отдавали должное мастерам и благодарили их.
На Курсы пришла первая рецензия от журналиста Ольги Ключарёвой, которую мы публикуем ниже. Надеемся на новые показы и встречи со зрителями на площадке Музея. Желаем авторам фильмов и руководителям мастерской успехов в дальнейшей работе!
«Впечатления после показа документальных работ программы мастерской неигрового кино «Верными курсами…». Высшие курсы сценаристов и режиссёров, ВГИК, мастерская Светланы Быченко и Дмитрия Завильгельского.
Кажется, что разыскать среди обстоятельств идею – легко. Следовать ей – ещё легче. Захватить этой идеей – ещё и ещё проще! «Ведь я же сам уже захвачен!» Нет. Её бы, идею, донести живой не то что до показа – до самой съёмки. Так – в практике работы всегда. Если, конечно, речь – о работе собранной, цельной, профессиональной. Такой, что не упадёшь ниже определённой планки уже никогда.
Всё, что мы увидели вчера, дышит, несмотря на разницу идей (а в каждой работе идея есть, и она легка, естественна, из наблюдений, захватывает, слышен её внятный голос!), единым: «нет камеры».
Камера есть. И почти все всё знают и понимают. Это площадка, это съёмка. Однако с первых секунд ясно: «Камеры нет»! И это – о творческом методе мастера Светланы Быченко. Это в её фильмах, несмотря на присутствие аппарата, жизнь продолжает течь как раньше… Мы вошли, а жизнь была. Мы ушли, а она не прерывается.
Не в снимающем – дело. И даже не только и не столько в героях. А в том самом великом «уловлении»… Уловлении человека, поведения, линии его повседневной, в общем, истории. И истории, как мне показалось, абсолютно во всех работах-картинах – без счастья. Несмотря на то, что сами участвующие про это ничего не знают и даже не задумываются об этом. Почему так? Бог знает.
Осознанная и самоотверженная скромность режиссёров каждого фильма – тоже качество не вчера возникшее. Оно тоже возникает по восходящей. По мере накопления, по мере строгого отбора не только материала, но – самого себя!
Банальности нет места в этой мастерской. А вот непредсказуемость поворота – даже тогда, когда про сюжет (сам по себе довольно неожиданный) мы, кажется, всё уже поняли, – ключ.
Мы уже узнали о странном спорте Хоббихорсинг, уже узнали, кажется, всё и про человека. А человек оказался реаниматологом… «Бинго Бонго» Александры Фединой.
Вот уже следим за Настей, которая живёт странной жизнью, создаёт необычную, как ей самой кажется «сказку» про себя. Эта «сказка» много говорит и о ней самой. Но эпизод пары минут её работы – объясняет всё. «Сказка Насти» Татьяны Прудниковой-Марчук.
Вот интрига. Куда самые разные прохожие смотрят, на что они реагируют или не реагируют почти. Догадаться невозможно. А это наш московский известный «арт-объект»… И всё разом проясняется. «Не глина» Наталии Будкиной.
Вокзал. Служащий. На работе. Работа – вроде ни о чём (смотрит, следит за порядком, за отправлением и прибытием поездов). А она – и обо всём, и о нём тоже. Прибывший на станцию поезд. Проходящий. В каждом окошке – мы ведь знаем, сами много раз волей-неволей заглядывали! – своя история. Даже если это довольно непредсказуемый персонаж. Который видит, что его снимают и который был бы даже готов выйти… Выйти с непредсказуемыми последствиями. Если бы не еда, которой он занят больше.
Захватывающая в своей простоте идея принадлежит Сергею Ланге и мастерски проведена в 6-минутной (!) его картине «Без меня».
Картина, которая, на мой взгляд, свидетельствует о неизменном законе: ничто никуда не исчезает. Но явлено это здесь в том, что многие из нас сознательно и добровольно продолжают жить почти исключительно своим прошлым. Потому и реакция случайных посетителей своеобразного музея-магазина-места сбора так необычна: молодые люди, явно из иной тусовки, не ожидали увидеть ничего подобного. Магазин-музей СССР. Те, кто там работает. Те, кто туда приходит постоянно. Но это и покупатели, и непокупатели, и зрители. Собрались по каким-то своим причинам и в этом ковчеге разместились. Плывут. «Время Никиты» Ларисы Карлиной.
Плывут за каким-то своим, призрачным, но зато ими самими уже знаемым счастьем, на паруснике, по маршруту галеона «Мейфлауэр» из XVII века ещё одни герои. Пусть доберутся. «На закат», фильм Наталии Будкиной.
Друзья, спасибо!»
О.Ключарева