1 февраля 2023 г. в московском Доме кино состоялся показ короткометражек выпускников ВКСР. Пять фильмов, все очень разные — «от милоты до лютой жести», как было сказано в анонсе. После показа состоялось жаркое обсуждение, затянувшееся вплоть до закрытия. Что же вызвало такую оживлённую дискуссию?
«Ленчик на высоте» Дарьи Осиповой на этом мини-фестивале, безусловно, выиграл бы приз зрительских симпатий. Крановщица Ленчик радуется каждому дню и очень любит высоту. Она работает в брутальной мужской среде, где вроде бы нет места сантиментам, но в этом и парадокс. В «Ленчике» очень много любви. Несмотря на то, что это документальная история, в ней показан мир глазами героини, и поэтому кино получилось нежное. К тому же, как заметил киновед Дмитрий Салынский, в высоте всегда есть что-то эротическое.
Кто-то даже засомневался, что Ленчик — это невыдуманный персонаж. Но, оказалось, она и правда такая: реальная-нереальная.
«Хочу туда» Натальи Омельченко по сценарию Марины Потаповой («Шапито-шоу») — фильм с необычной ролью Сергея Безрукова. Мальчик с расстройством аутистического спектра (его играет Алексей Ярмущик), по-особому воспринимает музыку. Но этому рады не все, что вызывает жёсткий конфликт, и в обществе, и внутри семьи. После показа к микрофону подошла мама ребёнка с особенностями, она случайно присутствовала на показе. Так фильм стал поводом для большого разговора о проблемах адаптации детей с РАС, о том, как им войти в общество и найти работу. В этой сфере предстоит сделать ещё очень многое.
«Красная заря» Евгения Добророднова — самый жёсткий, самый дискуссионный фильм показа. Это ядрёный деревенский слэшер про то, как один парень, отправившись на поиски нового парня своей бывшей, заехал куда-то не туда. Некоторые зрители уходили из зала, хлопая сиденьями, другие выражали бешеный восторг. Одна из самых радикальных зрительниц воскликнула: «Зачем нам это, за что нам это!?». Другая признавалась, что смотрела это кино, лишь иногда открывая глаза. Ещё один зритель, впрочем, возразил, что именно такие картины двигают индустрию и становятся наиболее прибыльными.
Евгений Добророднов на показе отсутствовал, но просил передать, что несмотря на всю кровь, мясо и жесть, «фильм на самом-то деле про любовь».
«Просто герой» Фёдора Ермошина — история про 90-е годы, про дембеля Лёшу, вернувшегося с войны, сегодня смотрится актуально. На обсуждении неожиданно выступил зритель, ветеран-афганец, который сказал: «Это фильм про меня». Но картина понравилась не всем: история денег, оказавшихся в кармане у Лёши, стала причиной для критики, мол, у героя сомнительные представления о морали…
Фильм «Просто герой» — часть будущего полнометражного проекта «Псалом 90-х», который состоит из нескольких историй про данную эпоху. Продюсером картины выступает Павел Скоробогатов, выпускник курсов, который и сам является режиссёром-документалистом.
Последний из показанных фильмов, «Эвтаназия» Елены Бродач, —лаконичная история с изящным сюжетным поворотом по сценарию Александра Цыпкина. Следователь приходит к женщине-врачу, которую подозревает в убийстве. Здесь вся прелесть в подробностях, разыгранных актерским дуэтом Ольги Сутуловой и Тимофея Трибунцева. Их виртуозную игру отметили многие зрители.
Хочется, чтобы подобных показов, дискуссий и обсуждений было больше. И возможность будет: следующий показ работ студентов ВКСР пройдет в московском Доме кино 7 февраля в 19.00.
Журналист Глеб Ткач