Отзывы студентов и выпускников

«Мы поступали на Курсы в 1955 году, это был первый «пробный» опыт при киностудии «Мосфильм». Такого урожайного набора ни во ВГИКе никогда, ни на Курсах не было. Со мной учились Микаэлян, Туманов, Щукин, Таланкин, Аббасов, Гурделадзе, Поплавская, Гориккер, Захариас, Богачев, Терещенко, Крыжановский, Серый. Преподавали почти все ведущие мастера «Мосфильма»: И.А.Пырьев, А.П.Довженко, М.И.Ромм, С.И.Юткевич, М.К.Калатозов, Г.Л.Рошаль, Ю.Я.Райзман, Л.З.Трауберг, И.Е.Хейфиц — все были по своему очень интересны, это были личности. Ромм прекрасно говорил, был человеком широкого диапазона и пристрастий творческих. То есть он понимал и Тарковского, и Шукшина, такие противоположные стили. Совершенно уникальных энциклопедических знаний был Трауберг, который знал очень много и довольно-таки интересно все это преподносил.

В общем, я не знаю, научили ли они меня режиссуре, потому что в принципе вот этой профессии научиться довольно-таки трудно, она не простая. А вот стать действительным режиссером в таком понимании, когда это не только ремесленник, но и художник, это уже зависит от самого человека: дано — будет, нет — так не будет.

Я люблю всех своих учеников, потому что все они относились ко мне хорошо. И прощали мне то, что я так редко бываю. Может быть, и неплохо, что я не так много внимания уделял, потому что я не успевал навязывать свою точку зрения на то, что они снимают. Поэтому, когда говорят — мои ученики, это чисто условно. Другое дело, те, кто у меня работал, в моем объединении, где я был художественным руководителем. Вот там уже, хочешь не хочешь, я отвечал за фильм, который надо было сдавать. И если у него не получалось, вплотную ему помогал. Иногда даже на съемках бывал, часто в монтажной, даже на записи музыки. И может быть, тут как раз больше всего они и учились у меня профессии».

Г. Данелия, вып. 1959 г., кинорежиссер

 

«И вот я догадался: не надо обещать сценарий, беспорядочно рассказывая в мастерской его куски. Сценарий надо попросту написать. Я сказал себе: не гонись за актуальностью, не пытайся угадать конъюнктуру, не оглядывайся на других. Загляни в самого себя, опирайся на память, уходи в глубину, до самого детства, докопайся до влаги, намокни ею, приведи себя в состояние возбуждения. Как говорил Достоевский, в основе романа должны лежать два-три подлинных переживания. Так на Курсах родилось то, что стало фильмом «История Аси Клячиной».

Ю. Клепиков, вып. 1964 г., кинодраматург

 

«Хорошо помню свой первый день на Курсах 18 января 1964 года. Я приехал в Москву из Свердловска, накануне Крещенья. Мы собирались на Васильевской, 13. Леонид Захарович Трауберг — наш художественный руководитель, наш отец, прочел нам лекцию «Драматургия в кино».

Трауберг был замечательный. Книгочей. Большой эрудит. Огромный кругозор. Нам очень много дали его лекции «Литература и кино».

Три — четыре лекции прочел В.Б.Шкловский. Видеть, слушать живого Шкловского — незабываемо.

Кроме педагогов, значительную роль в становлении меня как режиссера сыграл Сергей Федорович Бондарчук. Лекций он не читал. У него не было для этого времени, он снимал тогда «Войну и мир», что его целиком поглощало. Я попросился к нему на практику.

На практике я снял у него маленький эпизод: приезд Николеньки Ростова. Монтировал его с Т.С.Лихачевой. И эпизод вошел в картину.

Эту возможность мне дал Бондарчук. Он был замечательным, выдающимся педагогом. Психологически точно, верно строил наши взаимоотношения, давая возможность все видеть, спрашивать, участвовать в работе. Взрослые люди, мы понимали, что для того, чтобы нормально, хорошо войти в группу, надо делать там любую работу. И когда встал для меня вопрос о дипломном фильме, я был совершенно уверен, что могу снять полнометражную игровую картину без художественного руководителя. Это был мой фильм «В огне брода нет».

В свое время я вернулся на Курсы в качестве педагога.

Вкусы, пристрастия учеников могли быть противоположными моим. И слава Богу. В этом и был смысл обучения на Курсах: помочь каждому наилучшим образом раскрыться».

Г. Панфилов, вып. 1966 г., кинорежиссер

 

 «Атмосфера Курсов заворожила легкостью дыхания. Благодаря мягкости и чуткости директора Михаила Борисовича Маклярского и душевной щедрости очаровательнейшей зав. отделением Верочки Суменовой, ставшей общей любимицей, здесь была создана исключительно доброжелательная демократическая обстановка. В нашей группе нас было человек восемнадцать из разных студий и разных концов страны: Москвы и Ленинграда, Киева и Минска, Куйбышева и Саратова, Иркутска и Хабаровска.

У нас был живой интерес друг к другу. Хотя сразу же, как это бывает в любом кругу людей, определились лидеры. Ими стали друзья из Риги Ансис Эпнерс и Андрей Добровольский. Они были уже сложившимися кинематографистами. Вскоре в лидеры вышел и Клим Лаврентьев. Он как-то сразу мощно взял старт и заявил о себе.

В том, что собралась такая группа очень разных талантливых людей, несомненная заслуга Екатерины Ивановны Вермишевой, которая была нашей «классной дамой» и вела курс документальной режиссуры.

Запомнились лекции Л.З.Трауберга о кино и литературе, цикл лекций по истории зарубежного кино, который читал феноменальный эрудит и обаятельнейший человек В.А.Утилов. С душевным трепетом мы ждали появления Андрея Тарковского, который вел курс «Время и ритм в кино».

Встречались со многими знаменитостями: с М.Хуциевым, Р.Быковым, Б.Галантером.

На Курсах нам сделали прививку любви к кино на всю оставшуюся жизнь. Все это вошло в кровь от незабвенных наших учителей. Они дали нам крылья».

В. Орехов, вып. 1971 г., режиссер документального кино

 

«Шел 1971 год. Художественным руководителем Курсов был Георгий Николаевич Данелия. Всех поступающих разбили на две группы. Одна сдавала Михаилу Борисовичу Маклярскому. Другая — Георгию Николаевичу Данелии. Я, конечно, хотела попасть к Маклярскому, как-никак мы уже были знакомы. Но попала к Данелии.

Со мной училось много талантливых ребят, тех, кто успел снять со времени окончания Курсов много хороших, очень хороших и просто приличных картин: Э.Уразбаев, М.Пташук, М. Беликов, Х.Какабаев, Г.Васильев, Ю.Гусман.

Я была в мастерской у А.Алова и В.Наумова. Еще у нас были мастерские А.Митты, Р.Быкова и И.Фрэза.

Запомнился мне Кирилл Разлогов, с горящими глазами, безупречным знанием зарубежного кино и неувядающей молодостью.

Моя сокурсница, писатель, Инга Петкевич, подарила мне книжечку питерского поэта О.Григорьева «Чудаки». Я влюбилась в героев. Но истории были слишком короткими для двухчастевого фильма.

Вот тогда-то и пришла в мою не замутненную кинобиографией голову мысль: почему бы не создать детский юмористический киножурнал, наподобие взрослого «Фитиля», из коротких смешных миниатюр. Так рождался «Ералаш».

Должна сказать, не было бы Курсов, не было бы меня! Они лепят каждого, кто поступает туда.

Теперь у меня на Курсах у самой ученики и на вопрос «Чему вы их учите?», отвечаю: «Прежде всего тому, что режиссура не терпит фальши. Можно сделать понарошку, но это будет неправильно, не так. Я не стремлюсь студентов делать «под себя». Я лишь пытаюсь их заставить работать — и на себя, и на меня тоже. Они приезжают ко мне на съемочную площадку и помогают снимать кино. Я думаю, что, если есть у человека и желание, и позыв, и талант, — все остальное будет, он прорвется».

 А. Сурикова, вып. 1973 г., кинорежиссер

 

Два самых ярких, самых запоминающихся года жизни. Курсы — драгоценный и странный подарок, который преподнесла нам судьба. О нас думали, о нас заботились, нам платили огромную стипендию, обучали у лучших педагогов, показывали лучшее кино, беспокоились о нашем трудоустройстве… Нас заряжали любовью. А за окном протекали невеселые исторические процессы, не благодаря, а вопреки которым существовал наш заповедный остров…

Разве есть в мире вещи, которые происходят просто так? Ведь собрал же нас Бог однажды под одной крышей, которая называлась Курсы. И поистине это были лучшие дни нашей жизни».

Е. Головня, вып. 1975 г., режиссер документального кино

 

«Самое трудное, говоря о Курсах — передать ощущение чуда.

Здесь действуют, словно по волшебству, совершенно другие законы высокого искусства, светлого разума и законы мироздания. И там, в этом самом невероятном месте, смотрят с утра до ночи Бергмана, Феллини, Антониони, Годара, Куросаву… А лекции об искусстве читают то Тарковский, то Иоселиани, то Кончаловский. Да и вообще, просто так в коридоре можно запросто и одновременно увидеть Никиту Михалкова и Глеба Панфилова, Швейцера и Жалакявичуса, Митту и Лотяну. И, кстати, и Эфроса, и Васильева, которые преподают работу с актером. И кстати, Паолу Дмитриевну Волкову, которая читает изобразительное искусство.

Сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что основной принцип организации обучения был прост, как библейское изречение, и звучал так: все лучшее, что есть в культурной жизни страны, должно быть представлено на Курсах. Казалось бы, какая очевидная и простая мысль. А вот попробуйте-ка осуществить ее. Да еще в те годы. Как это удалось Вере Игоревне Суменовой и Ирине Александровне Кокоревой — остается для меня полной загадкой.

Но это было. Вопреки всему. А значит, и будет».

К. Лопушанский, вып. 1978 г., кинорежиссер

 

«Хотиненко, Дыховичный, Мамин, Бутурлин, Нарымбетов, Кеворков и Фридберг — вот сухой остаток того набора.

Семеро из двенадцати избранных стали действующими режиссерами. И не потеряли профессии даже в трудные времена развала Империи. Говорят, в кинематографической педагогике это редкий результат.

Меня забрал в свою мастерскую Эльдар Александрович Рязанов. На первом же занятии я не удержался от вопроса об экзамене: что это было?

Мастер был краток и убедителен:

— Мы отбирали тех, кто умеет заставить себя слушать! Вы — сумели.

Сентябрьским днем 1979 года они, наши будущие Мастера: Данелия, Михалков, Рязанов — оказывается режиссировали режиссеров. Потому что твердо знали: главное в режиссере — не талант, а режиссерский характер».

И. Фридберг, вып. 1981 г., кинорежиссер

 

«Эта мифическая среда была тем воздухом, в котором мы так или иначе жили. Причем спорили все! Юра Мамин с Тарковским спорил! Но все равно был в хорошем смысле этого слова пиетет, уважение, признание ценности человека.

Но возможность поспорить с самим Тарковским!

Эти два года, которые пролетели пулей, фантастическое время. Представить, что его не было в жизни, невозможно».

В. Хотиненко, вып. 1981 г., кинорежиссер

 

«На Курсах была атмосфера, в которой все учились у всех. Это была аура, в которой каждый мог и должен был проявить свой талант. И многим это удалось, за что низкий поклон всем, кто к этому причастен!»

И. Волчек, вып. 1981 г., кинорежиссер

 

«Мы были первыми. Первая группа режиссеров-мультипликаторов на ВКСР и еще 10 художников-аниматоров. Летели из дальних уголков огромной страны СССР.

Нашими учителями были великие мастера: Ф. Хитрук, Р. Качанов, Ю. Норштейн, И. Боярский, В. Пекарь, В. Колесникова, Л. Мильчин, Э. Назаров, А. Хржановский, И. Рутберг.

На наших глазах рождались знаменитые «лекции ВКСР», ставшие впоследствии книгами «Снег на траве» Ю. Норштейна и «Профессия — аниматор» Ф. Хитрука — этими незаменимыми учебниками всех российских аниматоров.

ВКСР — самое прекрасное время жизни, нечто особенное, сравнить их можно разве что с пушкинским лицеем. Атмосфера дружества и творческой свободы охватывала всех, кому посчастливилось туда попасть.

Конечно, тон задавала директор Курсов И.А.Кокорева. Это она позволяла приглашать самых лучших мастеров, художников, виртуозов.

А как можно забыть нашего любимого зав. отделением Иосифа Яковлевича Боярского?! Его мягкий грассирующий баритон: «Ласточка моя!», — так он обращался к своим студенткам. Он блестяще преподал нам уроки кинопроизводства. До сих пор пользуюсь конспектами его лекций».

О. Черкасова, вып. 1981 г., режиссер анимационного кино

 

«Мы называли Курсы лицеем — без иронии, но с некоторым внутренним смущением, прекрасно сознавая, что времена совсем не те, да и люди совсем другие.

Мы не были нахалами и самозванцами, в большинстве своем провинциалы, мы привычно держали свои амбиции при себе, но что-то же позволяло нам сравнивать? Быть может, преподаватели?

Парадоксальный и страстный Натан Эйдельман, горячий и мудрый Мераб Мамардашвили, бесстрашный Виктор Петрович Демин, неистовый Соловейчик, академичный Арсений Гулыга, неожиданный Лев Николаевич Гумилев. Мы были сказочно богаты — мы видели то, что в нашей стране не видел почти никто.

С мастером мне сказочно повезло — Людмила Владимировна Голубкина, эта удивительная и прекрасная женщина обладает безграничным терпением, она и сейчас не отказывается читать мою галиматью.

А еще был Валерий Семенович Фрид, самый добрый человек из всех, с кем мне доводилось в жизни встречаться.

А еще — Саша Кайдановский. Я гордился и горжусь, что учился вместе с ним, как гордится маленький пацан своим старшим братом — сильным, умным, справедливым.

Это были два самых счастливых года моей жизни».

В. Залотуха, вып. 1984 г., кинодраматург

 

 

«Нас учили шестидесятники. Странное, нелепое определение для людей, сохранивших порядочность, культуру и надежду.

Наши мастера — Л.Гуревич, Б.Галантер, А.Герасимов, Л.Рошаль, С.Зеликин, Э.Дубровский, Б.Загряжский. Как они нас учили? Они разговаривали. И для меня, во всяком случае, учеба была в том, что постоянно приходилось искать ответы на заданные вопросы. Это было замечательно, что они не были профессиональными педагогами, что преподавать они учились на нас. Но, что любопытно — на самом деле все они оказались прекрасными педагогами. От Бога. Они были людьми работающими, не боящимися отдать нам на растерзание собственную работу. Порой мы бывали несправедливо злы, но зато как мягко они относились к нам. Впрочем, мягкость тоже была относительная — бред назывался бредом, но всегда с упорством маньяков они искали в нем что-то разумное. А когда в тебя верят, с тобой разговаривают, задают вопросы — это и есть учеба».

Е. Голынкин, вып. 1989 г., режиссер документального кино

 

«Атмосфера на Курсах в мое время была взрослой: там собирались не юные люди и были замечательные мастера. В первую очередь это относится к моему мастеру В.Я.Мотылю, которому я благодарен и обязан более, чем кому-либо.

Наши мастера, педагоги были отнюдь не восторженны — например, разборы работ Мотылем. Разборы работ Меньшовым. Какие-то высказывания Кайдановского. Это были люди очень определенных взглядов, они никогда не сюсюкали со своим учениками, что меня очень радовало на Курсах. Если и были у кого-то попытки показать работы, снятые по принципу «сделаю-ка я не так, как у людей», то это пресекалось на корню. То есть изначально прививался здоровый взгляд на кино».

С.Урсуляк, вып. 1993 г., кинорежиссер

 

«Для меня Высшие Курсы – это, прежде всего, дух Свободы. Это то место, где у каждого (и у слушателя, и у преподавателя) есть шанс быть услышанным и пóнятым. Не понятным, а именно пóнятым. Наш выпуск попал на переломное время в стране; многим казалось, что российское кино уже не возродится. Многим, но только не нам. Мне повезло учиться вместе с А.Сидоровым, А.Прошкиным, С.Стасенко, А.Осиповым, И.Порублёвым».

А.Велединский, вып.1995 г., кинорежиссер

 

«Курсы устроены таким образом, что творческие отметки выносятся на всеобщее рассмотрение. Допустим, снял короткометражку, защищаешь работу на общем просмотре, а не только у своего мастера. Более того, можно было совершенно спокойно прийти в группу, к примеру, Меньшова или Смирнова, и тебя никто не выгонял, даже казалось, что тебе рады.

К нам приходили Н.Михалков, К.Занусси, у нас были потрясающе интересные мастер-классы. Я не могу пройти мимо такой фамилии как В.Фенченко. Этот человек покорял своей добротой, знаниями и своей отдачей весь курс и ничего не навязывал. Да, какую фамилию не назови, — это все талантливые, умные люди, многому нас научившие».

А. Мурадов, вып. 2000 г., кинорежиссер

 

«Владимир Иванович Хотиненко обладает удивительным свойством — он концентрирует вокруг себя такую энергию жизнелюбия и радости, от которой хочется сразу схватить камеру и бежать снимать, снимать, снимать!

Неважно что это — учебное упражнение, курсовая короткометражка или большое кино. Сразу возникает непреодолимое желание работать в профессии. Он умеет вдохновлять других и заставляет поверить в собственные силы».

В. Котт, вып. 2004 г., кинорежиссер

 

«А.И.Сурикова. Я называю ее мамуля. Это возникло само собой. От ощущения приязни, еды. Она все время кормит.

— Ешь, — откладывает со своей тарелки.

— Да я…

— Ешь, ешь! Станешь знаменитым, будешь меня кормить, — и улыбается.

Она — уют, человек — улыбка. И фестиваль у нее «Улыбнись, Россия!»

А. Судиловский, вып. 2007г., кинорежиссер

 

«Однажды я услышала случайно диалог А.Н.Герасимова со своим знакомым. На вопрос: «Над какой картиной вы работаете?» Андрей Николаевич ответил: «Одновременно над двадцатью». «Это как?» «Каждый фильм, который делает мой студент — это также моя картина». Для него ученики и педагогическая работа в мастерской являются неотъемлемой частью жизни».

Н. Углицких, вып. 2008 г., кинорежиссер

 

«Н.И.Клейман — не просто преподаватель — он человека-легенда. Он умеет рассказать о фильме, режиссере, направлении в кино то, что не прочитаешь в энциклопедии».

С. Платонова, вып. 2012 г., кинорежиссер

 

Из отзывов выпускников Курсов 2018- 2023гг.

«ВКСР — место для тех, кто знает чего хочет. Разжёвывать и носиться с вами никто не будет. Но тот, кто хочет НАУЧИТЬСЯ И РАЗВИТЬСЯ в кино, не пожалеет о своём выборе».

 

«Лучшее место в Москве, наполненное кино, творческими людьми и особенной атмосферой».

 

«Лучшая мастерская кинодраматургии! Как жаль, что так быстро пролетело время учебы».

 

«Любимая! Лучшая! Родная киношкола!».