Досталь Николай Николаевич, кинорежиссер
Художественный руководитель курса – Г.Н. Данелия
выпуск – 1970

Курсы – это, во-первых, замечательные педагоги. Этим они запомнились. Леонид Захарович Трауберг, который преподавал литературный сценарий и драматургию, Татьяна Лихачева, преподававшая монтаж. И, конечно, наш художественный руководитель Георгий Николаевич Данелия! Проводил мастер-классы А.Тарковский. И очень важно, что мы смотрели то, что тогда нигде нельзя было увидеть. Нам привозили из Госфильмофонда фильмы Феллини, Антониони, Пазолини, Бергмана, Куросавы, Брессона – лучшие фильмы мира! Это тоже были наши учителя. И всё вместе для меня было настоящей хорошей киношколой!

Гусман Юлий Соломонович, кинорежиссер
Художественный руководитель курса – Л.З. Трауберг
выпуск – 1972

Должен сказать, что я был счастливым человеком, я учился в самой лучшей бакинской школе 160, у меня был замечательный круг общения в Баку. Я приехал в Москву и поступил на Высшие курсы, благодаря тому, что братья Ибрагимбековы взяли меня в свою мастерскую (бюро ЦК партии вроде как награду сделало за победы в КВН). И когда завуч Наталья Васильевна отчитала меня, как мальчишку, за то, что я опоздал на десять минут, я стал красный, возмущённый, и про себя подумал: «Ёлки-палки! Я семь раз участвовал в КВНе, был всегда чемпионом! Я написал диссертацию! И что, меня будут отчитывать за учёбу на непонятных Курсах?» — и побрёл, понурившись, на занятия. И дальше начались два года абсолютного счастья.
Абсолютного счастья, хотя и зальчик у нас был микроскопический для просмотров, и дошедшие до нас непонятными путями копии для просмотров были чудовищными, не было каких-то стипендий, но были встречи с удивительными людьми и атмосфера творчества. Я очень благодарен тогдашнему нашему завучу Вере Игоревне Суменовой, которая своим обаянием и энтузиазмом заряжала всё вокруг. Я приехал из провинции, и мне удалось за относительно короткий срок посмотреть все лучшие фильмы человечества. Для меня имена Бергмана, Феллини, Антониони, Пазолини, Куросавы перестали быть просто звуками, а стали произведениями искусства, наполненными жизнью, творчеством, полётом, игрой ума. Нашей мастерской руководили Леонид Захарович Трауберг, живая легенда, человек, который вместе с Козинцевым вошёл в историю кино, и Георгий Николаевич Данелия, с которым мы дружили всю жизнь. Данелия заряжал нас тем, что мы ощущали себя если не будущими гениями, то талантами. Каждый приходящий к нам режиссёр говорил, что режиссуре научить нельзя, режиссёром человек должен стать сам, но знания нужно зарабатывать и искать, где только удастся. Но я, например, помню блистательные лекции Андрея Сергеевича Кончаловского и Татьяны Сергеевны Лихачёвой, которая была ещё монтажёром у Эйзенштейна.
Думаю, что сегодня стало ещё лучше, потому что у Курсов уже давно новое помещение, новые масштабы, замечательные выпускники, которые прекрасно работают. Но тогда для меня это был глоток свежего кинематографического воздуха, пьянящее ощущение творческой свободы, в котором нас воспитывали наши мастера. У нас была чудесная группа, многие стали известными режиссёрами, но дело даже не в этом. Дело в том, что этот заряд творческой энергии, этот удивительный нравственный посыл и приобщение к глубинам и таинствам мировой культуры остались со мной и, думаю, со всеми на всю жизнь.
Я желаю нашим Курсам процветания и успехов! Сегодня много всяких школ: полусамодеятельных, полупрофессиональных… многие из них занимаются чистым бизнесом, многие стараются просто заполнить нишу и дать диплом. Но я вам скажу, что Высшие курсы держат марку высоко, как держали её много лет назад, когда я там учился.

Сурикова Алла Ильинична, кинорежиссер
Мастерская А.А. Алова, В.Н. Наумова
выпуск – 1973

Что такое наши курсы?
Это прекрасная атмосфера творчества.
Это захватывающий дух соревнования. Это дружба на всю жизнь.
А для меня, как для педагога, для мастера, который провел на Курсах лучшую часть своей жизни — это многолетнее неуходящее ощущение большой семьи, так как все или почти все мои студенты не признают слово «бывшие». Они говорят- «бывших» студентов не бывает. Меня называют Ма-Ма-стер. И в вотсапе они «сурикаты».

Лопушанский Константин Сергеевич, кинорежиссер
Мастерская Э.В. Лотяну
выпуск – 1979

Курсы – это уникальное учебное заведение. Объездив многие киношколы Европы, могу сказать, что Курсы ничуть им не уступают, а во многом – их превосходят. В те годы, когда мы учились, это было что-то уникальное. Мир вокруг был пронизан цензурой, а у нас преподавали лучшие кинематографисты своего времени, и со всеми можно было общаться. И эта уникальность сохранена. Это принцип лицея. Когда-то Пушкинский лицей был местом формирования духовной элиты общества. И Курсы пошли по тому же правильному пути. В чём, конечно, грандиозная заслуга Веры Игоревны Суменовой, их нынешнего руководителя. Огромного успеха Курсам!

Хотиненко Владимир Иванович, кинорежиссер
Мастерская Н.С. Михалкова
выпуск – 1981

ВКСР для меня это СУДЬБА и СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ! Я бы (почти наверняка!) потерял бы смысл моей жизни, если бы не возникло такое ЯВЛЕНИЕ как Высшие Курсы! Благодарен СУДЬБЕ и всем людям, с которыми она меня свела в этом МАГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…
С любовью!  Владимир Хотиненко

Коротков Юрий Марксович, кинодраматург
Мастерская С.Л. Лунгина
выпуск – 1986

Курсы сделали мою судьбу.
Всем, что есть сейчас,- фильмографией в сорок названий, призами и наградами — я обязан моим великим Мастерам.
Валерий Семенович Фрид с первой встречи обращался ко мне как младшему коллеге, а потом привел за руку к Митте, с которым делал получившего впоследствии номинацию на «Золотой глобус» «Затерянного в Сибири» и сказал: «Саша, это Коротков, давай он будет писать с нами». Вот так работали и работают Курсы!

Урсуляк Сергей Владимирович, кинорежиссер
Мастерская В.Я. Мотыля
выпуск – 1993

Высшие курсы для меня — это осуществление многолетней мечты. 
Это возможность получить из первых рук профессиональные навыки. «Первые руки» — это не фигура речи, поскольку мастерские вели: Владимир Мотыль, Владимир Меньшов, Григорий Чухрай, Никита Михалков, Александр Митта, Александр Кайдановский.
И они могли дать ориентиры не только профессиональные, но и человеческие.
Курсы — это лучшее время жизни.

Сторожева Вера Михайловна, кинорежиссер
Мастерская А.Н. Митты, К.П. Худякова
выпуск – 1993

ВКСР — это полная перемена жизни, дверь в большой кинематограф, в компанию ярких, неординарных, талантливых людей! Так было в 93-м году, когда мы заканчивали Курсы, так грезилось. И, конечно, огромный путь и работа, чтобы стать режиссером уже после окончания учебы. Высокая марка Курсов всегда помогала мне, это знак качества! Моя благодарность мастерам, преподавателям, сотрудникам ВКСР, которые верят в своих слушателей и дают все возможности, чтобы СТАТЬ.

Сидоров Алексей Леонидович, кинорежиссер
Мастерская В.Д. Рубинчика
выпуск – 1995

Наш курс 1993-95 года набирался в трудное время. ВКСР были настоящим кинооазисом среди хаоса. Здесь хранили традиции, открывали студентам кинематограф как искусство и как профессию. Я благодарен Курсам за школу и счастье учиться у выдающихся мастеров В.Д. Рубинчика, А.А. Прошкина, В.М. Приемыхова, М.М. Хуциева.

Гликман Елена Израильевна, продюсер кино
Мастерская И.А. Толстунова
выпуск – 2002

Курсы стали поворотной точкой в моей жизни. В двухтысячном году я решила уйти из журналистики в кино. На мое счастье, на ВКСР тогда объявили набор в первую продюсерскую мастерскую, куда я благополучно поступила. Так что спасибо Курсам, в первую очередь,  за моего мастера — Игоря Толстунова. За невероятные познания и открытия,  сделанные на занятиях Неи Марковны  Зоркой, Паолы Дмитриевны Волковой, Олега Дормана, Кшиштофа Занусси,  Владимира Алексеевича Фенченко и многих других. Спасибо Курсам за наш набор на стыке тысячелетий, где было так много интересных людей. С некоторыми я успела снять совместные фильмы, с некоторыми дружу с тех пор. Я очень рада каждой встрече с Курсами — будь то праздники и юбилеи, или мастер-классы, с которыми меня теперь приглашают. И я желаю Курсам идти в ногу со временем, сохранять лучшие традиции и оставаться  для многих поколений кинематографистов яркой отправной точкой в профессию.

Баршак Александр Дмитриевич, кинорежиссер
Мастерская В.Я. Мотыля, Н.Б. Рязанцевой
выпуск – 2004

Для меня Высшие курсы – это, конечно, полтора года счастья. Счастья, в котором знания и атмосфера передавались не только словом и практикой, но и уникальными ВКСРовскими нейросвязями… То количество талантливейших людей, которых нашему курсу Бог дал встретить, не поддаётся описанию.
Мы застали нежную Нею Марковну Зоркую и через ее рукопожатие дотянулись чуть ли не до Великого Немого… Паола Дмитриевна Волкова каждый раз сражала нас рассказами об удивительных эрах развития Искусства, находя связь этих эпох в совершенно – на первый взгляд​ – незначительных вещах. И мы понимали, как всё переплетено зримыми и незримыми нитями культурного развития Человечества. Андрей Михайлович Добровольский – пожалуй, единственный, кто, говоря словами Пушкина, «алгеброй гармонию проверил». Он превратил рассказ о режиссуре в систему, нашёл в ней научную составляющую, упорядочил, выстроил… Всегда ношу с собой его «Этапы реализации замысла»… Наши фирменные мастер-классы с «действующими» известными режиссерами часто сводились к разговорам о проблемах, терзающих их. И это тоже была наука… Наука искать болевые точки… Это почти всегда был пучок невероятных эмоций и ощущения сопричастности тому великому кино, которого, к сожалению, сейчас нет… и, видимо, не предвидится…
Я благодарен Высшим курсам и считаю основным фактором становления режиссёра среду… и тех, с кем он идёт. Делает эти первые шаги. Нам очень сильно повезло в этом смысле. И здесь я хотел бы сказать слова благодарности Вере Игоревне Суменовой, которая своей мягкой волей всегда была важнейшей частью атмосферы ВКСР, и, конечно, Владимиру Яковлевичу Мотылю и Наталье Борисовне Рязанцевой​ – моим мастерам, которые дали мне шанс состояться в этой профессии.

Волкова Ирина Леонидовна, кинорежиссер
Мастерская А.Н. Герасимова
выпуск – 2004

Для меня перед поступлением на ВКСР было три важных критерия в выборе киношколы. Во-первых, индивидуальная поддержка мастера и заинтересованность в моём профессиональном росте. Я знала, что такое общие занятия и отдельные мастер-классы разных режиссеров. Как дополнение к основным занятиям это плюс, но главное: должна быть возможность напрямую обратиться к человеку, который близок тебе по духу и видит, как ты развиваешься. Во-вторых, безусловно, невмешательство в моё мировоззрение, свобода творчества, методики и практические задания, обучающие ремеслу, способу выражения своих чувств и мыслей, никакого давления и запретов. В-третьих, видя результаты образования на ВКСР, зная имена выпускников, работающих в профессии, их фильмы, сомнений не осталось. И ещё на Курсах потрясающая среда единомышленников, людей, которые умеют работать в команде своих однокурсников. Это важно, особенно когда ты начинаешь снимать первые работы.

Котт Владимир Константинович, кинорежиссер
Мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко
выпуск – 2004

ВКСР – это для меня словно начать жизнь заново. Ты вроде бы уже взрослый, но ты снова студент! Лекции, семинары, мастер классы – интенсивность занятий зашкаливает. Ты всё время на адреналине – лишь бы успеть! Всё запомнить! Всё сделать! Вот это погружение в другой мир и было для меня счастьем! И я безмерно благодарен Курсам за то, что возникло какое-то уникальное братство выпускников, в котором и мне выпала честь состоять.

Местецкий Михаил Леонидович, кинорежиссер и кинодраматург
Мастерская В.Н. Наумова, А.М. Добровольского
выпуск – 2005

ВКСР – это, конечно, была важнейшая инициация. До этого я мог что угодно думать о своих способностях и перспективах, но лишь на Курсах пришлось впервые выйти на кинематографический ринг и потихоньку учиться вышибать дух из коллег или самому улетать в нокдаун. С тех пор было множество подобных полётов, — то мы их, то они нас, — но всё же первые – незабываемы. Без них так бы до сих пор и изображал Брюса Ли перед зеркалом.

Меркулова Наталья Федоровна, кинорежиссер и кинодраматург
Мастерская А.Н. Герасимова, А.М. Добровольского
выпуск – 2008

Курсы мне помогли поверить в себя. Это был праздник кино – длиною в два года.

Сайфуллаева Нигина Хафизовна, кинорежиссер
Мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко
выпуск – 2010

Курсы для меня – это время надежд, время активной самоидентификации, время, когда ты уже режиссер, но еще, конечно же, нет. Учеба позволяет тебе натренировать характер, выстроить крепкие социальные связи. Научиться преодолевать трудности в компании настолько же зеленых учеников. То есть ты проходишь путь профессионального взросления в миниатюре, это, пожалуй, невозможно нигде, кроме, как на курсах.  
Отношения с мастерами оказались самой важной частью становления, эту важность невозможно переоценить. Ведь сейчас, когда ты уже вроде бы режиссер, много знаешь, многое умеешь, ты всегда, всегда возвращаешься к мастеру за советом, поддержкой или просто за благословением. Курсы — это семья, это дом, где тебя всегда ждут. Так что сейчас отличная возможность сказать спасибо! Без вас я не стала бы тем, кем являюсь.   

Цой Александр Рудольфович, кинорежиссер
Мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко
выпуск – 2016

 

Это не то место, где мастерам нужны твои дневники за плохое поведение, это не то заведение, где отметки в зачётках что-то значат, это не место, где за невыполнение домашнего задания вызывают родителей. ВКСР – это дом, где всё по любви и обоюдному согласию. Хочешь – ешь, не хочешь – гуляй. Главное, чтобы твой выбор был абсолютно сознательным.
Горжусь, что являюсь выпускником ВКСР! Люблю своих мастеров В.И. Хотиненко, П.К. Финна и В.А. Фенченко! Благодаря им я в профессии, и надеюсь оставаться в ней.

Чач Елена Андреевна, кинорежиссер
Мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко
выпуск – 2018

Убеждена, что для тех, кто уже имеет высшее образование, ВКСР – лучшее место для обучения кинорежиссуре. Интенсивное очное обучение, где, с одной стороны, лекции и просмотры по истории кино и постижение теоретических основ профессии, а с другой – возможность попробовать свои силы, снимая маленькие работы и получая ответную реакцию мастеров и сокурсников. На мой взгляд, это особенно важно для тех, кто, как я, до поступления на Курсы не имел никакого отношения к кинематографу. Система практических заданий, существующая в мастерской В.И.Хотиненко, П.К.Финна, В.А.Фенченко, где мне посчастливилось учиться, и на занятиях по монтажу, выстроена от простейших упражнений к сложным, и их последовательное выполнение помогает в освоении профессии «с нуля». И я очень благодарна мастерам за их внимательное и требовательное отношение к работам!
Вообще на Курсах исключительный преподавательский состав! Люди-легенды, мэтры, преподающие на Курсах постоянно или приезжающие для проведения мастер-классов. Вряд ли есть ещё хотя бы одна киношкола, которая может похвастаться таким же списком.
Хочется просто поблагодарить всех за эти удивительные полтора года, изменившие моё сознание, давшие возможность снимать и прикоснуться к искусству кино!

Гладких Яна Юрьевна, кинорежиссер
Мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко
выпуск – 2018

Курсы – это, в первую очередь, замечательная атмосфера и прекрасные педагоги! У нас было много занятий по монтажу, драматургии, истории кино и другим предметам. Их вели люди, влюблённые в своё дело, которые при этом не стремились что-то навязать, а помогали найти свой путь. Нам не давали рецептов «как надо», а учили думать и находить собственные пути решения в каждом конкретном случае.
Когда я снимала свой дипломный фильм, учась на Курсах, я не осознавала того, как много они мне дали. Потому что мой короткий метр был маленьким проектом, сделанным в кругу друзей и знакомых, где все друг друга знали и объяснялись друг с другом на каком-то своём языке. А сейчас, готовясь к большому полнометражному кино, где занято огромное количество людей и каждый цех отвечает за свой участок работы, я осознаю, что Курсы мне дали понимание, как общаться с цехами на профессиональном языке, чтобы всем было ясно, как творчески и технически реализовать то, что нужно.

Корф (Найманов) Андрей Олегович, кинорежиссер
Мастерская П.С.Лунгина, И.Л.Волковой, Н.Б.Рязанцевой

Для меня Курсы — это, прежде всего, настоящий Лицей в высшем понимании этого слова. Место, где фундаментальное кинообразование происходит параллельно с личностным развитием, индивидуальной инициацией каждого студента. Атмосфера, в которой бок о бок существуют строгость и доброжелательность, дисциплина и свобода, строгий канон и безбашенный эксперимент. Ощущение корней, на которых стоит искусство вообще и кино в частности, создало для меня новые точки опоры. Курсы навсегда изменили мою жизнь. Она стала сложнее. Она стала выше. Она стала жизнью.