14 октября 2025 года на Высших курсах сценаристов и режиссёров имени Г.Н.Данелии состоялся мастер-класс известного композитора  Юрия Анатольевича Потеенко.

«Бывают встречи, которые не просто дают знания. Они меняют оптику души. И слух. Точнее, саму способность слышать мир вокруг, улавливая в нем невидимые до этого частоты. Именно таким — пронзительным, душевным стал вечер в любимых стенах ВКСР, где будущие режиссеры и сценаристы встретились с человеком-оркестром, композитором Юрием Потеенко.

Он вошел не как пятикратный лауреат «Золотого орла», чьи статуэтки выстроились в безмолвный парад за «Обитаемый остров», «Белый Тигр», «Батальонъ», «Время первых» и «Доктор Лиза». Он вошел как мастер, пришедший без пафоса поговорить о самом сокровенном — о музыке, что дышит в такт биению сердца кинопленки, о той незримой ткани, что сплетает изображение, слово и жест в единое, живое, трепещущее целое.

И это тем более удивительно, что встреча, при всей громкости его имени и более 100 проектов за плечами — от «Поддубного» до «Анны Карениной .Истории Вронского», — не стала пафосным отчетом. Она стала тихой, доверительной беседой, обогатившей всех — и студентов, ловивших каждое слово, и самого Мастера, видевшего в их глазах тот самый огонь понимания.

«Как вы думаете, в чем отличие просто музыки от киномузыки?» — с этого простого, как ключ, и гениального вопроса начался диалог. В зале, в нервном шелесте мыслей, закружились версии: темп, монтаж, ритм… Но суть, как это часто бывает, ждала на дне. И когда из тишины родился ответ — «киномузыка предполагает взаимодействие» — стало ясно: мы прикоснулись к великой тайне, к алхимии, превращающей набор кадров в прожитую жизнь.

Юрий Анатольевич не читал лекцию. Он исповедовался. Он говорил о музыке как о живом, дышащем организме, у которого есть свои герои и антигерои, свои любови и предательства, своя завязка и своя — часто невыносимая — развязка. А киномузыка… Это помощник. Но помощник  благородный, чья высшая миссия — принести в жертву свою собственную, могучую драматургию во имя драматургии фильма.

Юрий Анатольевич говорил ярко и образно, и перед нашим внутренним взором, будто на незримом экране, оживали звуковые миры. «Вагнеровский» размах «Угрюм-реки», сросшийся с эпическими просторами и человеческими страстями так, что уже не отделить реку от музыки, а музыку от судьбы. Или призрачные, щемящие до слез звуки выживания  из фильма «Спасти Ленинград» — звуковой портрет не просто любви, которая толкает на подвиг, но и мужества,способного подняться над болью и отдать свою жизнь за Родину . Это были не просто отсылки. Это были уроки высшей математики кинодраматургии, где музыка — не переменная, а сама константа бытия фильма.»

М. Тумаркина, слушательница мастерской кинодраматургов.